Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Историческое описание
города Василя
Нижегородской губернии

В.Ф.Кудрявцев

Нижегородский статистический комитет, 1887


Публикуется
в сокращенном
варианте


ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ВАСИЛЯ

Нижегородской губернии

    Местность Василя и до сего времени окружена селениями черемис, почему мы и сделали предположение о заселении васильской местности черемисами. Неподалеку от Василя находится так называемое "Анненское озеро", в котором по преданию черемис, утонула, когда-то в старину, черемисская княжна. Это предание, со своей стороны, говорит за то, что местность эта заселена была не мордвой, а черемисами.

    Русские, еще до основания на Суре своего города, стали селиться по среднему и нижнему течению Суры, которое таким образом присваивалось владениям суздальско-нижегородских князей, управлявших нижегородской областью, которую они старались расширить в ущерб финнскому племени на счет соседних народов.
    Великий князь суздальско-нижегородский Константин Васильевич, по перенесении своей столицы из Суздаля в Нижний Новгород, начал селить людей своих еще в 1350 году по рекам Оке, Волге и Кудьме, на мордовских пепелищах, желая через это упрочить за собой земли мордовские. Он утвердил власть свою по берегам Волги до устья Суры и по ней до Киши и Алгана. Разумеется, такое заселение, совершаемое по одной воле нижегородских князей, не могло, как не гарантированное ничем, держаться прочно. Еще в 1377 году, как упоминает летописец*, нижегородская область была усыпана пеплом, в особенности берега Суры, где царевич Арапша не оставил в целости ни одного селения.

    Из этого можно заключить, что на Суре процветали уже русские селения, когда татары, удовлетворяя одной только мести, решились опустошать и сжигать их. Однако вполне выжечь и совсем истребить русских, живущих по этим местам, они разумеется не могли: селения русских все еще оставались по Суре и после этого нападения. Русские стали расселяться снова и владели многими озерами, которым даны были уже названия и стали заводить здесь рыболовство, словом приобретали полную оседлость, не смотря на враждебные к себе отношения соседних племен.
    Так, в 1393 году, озера от речки Курмышки до устья Суры, жалованною грамотой нижегородского князя Бориса Константиновича, отданы были спасскому и благовещенскому моностырям**.

    Если-бы владения русских в местах этих не были упрочены, то не зачем было-бы отдавать озера с их рыбными ловлями в подарок монастырям.
    Г.Соловьев самый факт основания Нижнего Новгорода считает фактом наступательного движения Европы на Азию, Руси на финнские племена, фактом естественного стремления северских князей вниз по Волге к пределам Азии (Г.Соловьев "История России").

    К этому поступательному движению нужно отнести и самое расселение русских по нынешней нижегородской губернии, наконец и самое основание города Василя, который более уже формально завершил это расселение и вместе с тем послужил ступенью к распространению владений по Волге, и вообще на восток. Хотя стремление русских к обладанию берегами Суры проявилось рано, еще с половины XIV столетия, но действительному обладанию устьем Суры суждено было сбыться значительно позже, а именно при царе Василии Ивановиче, сыне освободителя России от ига монгольского.
    Основание города Василя совершилось при следующих условиях. Восточным оплотом во время силы казанского царства, был Нижний Новгород. В 1523 году в Казани ("История государства российского", Карамзин, т.VII, стр. 77) произошло изменническое умервщление русских купцов, торговавших там, равно предательское умервщление государева посла Василия Юрьева***.

    Убийства русских купцов во время арской ярмарки были не в первый уже раз в Казани, но так как на этот раз число убитых простиралось, по словам летописца ("Казанская летопись", гл.XVI), до тысячи, и кроме того, убийство великокняжеского посла обличало в казанском народе вероломство и измену, то вызвало в русском народе и великом князе желание наказать вероломных казанцев и в особенности царя их Саип-Гирея, дозволившего подобное умервщление.

    Рычков, в своем "Опыте казанской истории", основываясь вероятно на летописцах, бывших у него под руками, так говорит о впечатлении, произведенном на русских поступком казанцев: "Известие о сем бунте казанцев и о гибели многих христиан, донесенное великому князю Василию Ивановичу, как благочестивому и человеколюбивому государю, причинило великую горесть. Несколько дней он не выходя из своих покоев со всем своим двором, был он в глубокой печали и пролил много слез" (Рычков "Опыт казанской истории", стр. 94). Василий Иванович, со своими братьями Юрием и Андреем, с воеводами и большим войском, отправился в том-же году в поход на Казань. Дойдя до Нижнего Новгорода, он здесь остановился, послав отсюда на судах царя Шиг-Алея, бывшего казанского данника, вполне преданного московскому государству и с ним князя Василия Шуйского. Сухим-же путем, с конной ратью, отправился по приказанию государя князь Борис Горбатый.
    Сам великий князь остался в Нижнем, потому вероятно, что боялся новой неудачи в войне с казанцами, против которых теперь направлены были все силы московского царства. Воеводам своим он дал наказ пленить казанские места.

    Дорогой эти полководцы опустошали все попадающееся на встречу: воюя неприятельскую землю, они убивали неприятеля и забирали в плен людей по берегам Волги, по преимуществу враждебных черемис, своими действиями много способствующих неудачам русских в их борьбе с казанцами. Но настоящего сражения с самими казанскими татарами, заметно, им не приводилось иметь. Однако-же этот тяжелый поход с многочисленным войском, возбужденным против казанцев, окончился по понятиям тогда существовавшим, ничем.
    На самом-же деле от этого похода получился результат, хотя и случайный, но весьма дорогой для тогдашнего московского государства. Стремление русских владеть берегами Суры, проявившееся далеко ранее того времени, упрочилось на деле. Дойдя до самого устья Суры, полководцы, как в знак того, что они пройденные места действительно пленили и завоевали, основали на правом ее берегу крепость, которой сообщено было название города.
    Вновь учрежденный город назван был по имени великого князя Васильевым Новгородом.****

    В последствие город этот стал называться короче – Васильгородом, Василь Сурском или просто Василем, как он называется и доселе.
    Открытие города совершилось в самый день нового 7032 года, т.е. 1 сентября 1523 года. Для безопасности нового города поставленного на чужой земле, принадлежащей казанскому царству, устроены были вал и острог (Карамзин “История государства российского”, т.VII).

    Под именем острога в старину разумели не тюремное помещение, но поставленные для защиты деревян-ные стены с башнями и воротами; иногда-же вместо стен ставились бревна стойком. Такие остроги обыкновенно окружали посады, и ограждали находящееся в них небольшое войско. Однако на этот раз крепость была, по свидетельству Барбери, каменная.
    Вот, что он говорит в своем путешествии в Московию: "Почти во ста сорока милях от Нижнего Новгорода находится река, текущая с юга, именуемая Сура; вливается она в Волгу там именно, где стоит каменная крепость, называемая Васильев Новгород (Basilonugorod).
    Река эта составляет границу московского княжения и казанского царства" (Рафаил Барберини "Путешествие в Московию", 1565; печатается по "Сын отечества", 1842, т.VI, стр.12).

    Говоря об этом, Барберини справедливость сказанного подтверждает тем, что он сам это видел. В этом городе, первоначально поставленном под горой на правом берегу Суры, князья Борис Иванович Горбатый и Шуйский построили тотчас-же церковь, которая была, разумеется, деревянная.
    "И поставиша на казанской земле на устье Суры при Волге город и создаша в нем и церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго Покрова, да два придела архистратига Михаила и Николая Чудотворца", говорит летописец ("Нижегородский летописец", лета седьмые тысячи).


    Примечание автора:
    * - "Того-же лета (т.е. 1377) Арапша пограби Засурье все и огнем пожже" К этому в "Патриаршей летописи" прибавлено, что этот царевич волжской Орды умертвил многих наших купцов, ограбил их, и ходил опустошать Рязань. ("Ник. лет.", IV).
    ** - Жалованные грамоты в "Археологических актах".
    *** - Настоящая фамилия посла Поджегин. Изменнически убитые вызвали себе сочувствие у русских. В синодике значится следующее: "Василию, Юрьеву сыну, Поджегину, и всем православным христианам, пострадавшим за православную веру от безбожного царевича Саип-Гирея в Казани, вечная память". ("Вивлиофика", 1775г., VIII).
    **** - "В лето 7032 месяца сентября государь великий князь Василий Иванович всея Руси повеле на Суре реке Новгород поставить" ("Соф. Временник, II, 357); Барберини называет Василь также Васильевым Новгородом ("Сын Отечества", 1842, N7).



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz