Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Приметы, обычаи и пословицы
в пяти волостях
Нижегородского уезда

Священник А.Борисовский
Нижегородский статистический комитет, 1870


Публикуется
в сокращенном
варианте


ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ И ПОСЛОВИЦЫ
В КСТОВСКОЙ, НОВОЛИКЕЕВСКОЙ, ШОЛОКШАНСКОЙ, ЧЕРНУХИНСКОЙ И СЛОБОДСКОЙ ВОЛОСТЯХ


    Обычаи и божьба
    Обычаи юридические и право семейственное: В простом народе в браки вступают в родстве по крови в 8 степенях; по двоюродству – 7-ми, по троеродству и свойству или сватовству в 6 степенях. С разрешения-же духовного начальства, брачатся по первому родству в 7 степенях, по второму в 6-ти, а по третьему в 5 степенях.
    Впрочем последние степени считаются в народе влекущими за собой кару и гнев божий не только на лица вступившие, по родству, в брачный союз, но и на всех детей их, и в такие браки вступают немногие и, большей частью, по крайней нужде. Взаимные отношения между родственниками определяются степенями. Поэтому родственники 1-го родства, кровного, имеют и отношения более близкие, чем родственники 3-го родства.

    Отношения последнего родства определяются выражениями: вотчим, мачиха, пасынок, падчерица, свекор, деверь (брат мужа), сноха (невестка, жена деверя), своячина (сестра жены), золовка (мужняя сестра), шурин (брат жены), зять, сват.

    Степени родства разбирает и определяет местный священник, как коротко знающий родословную своих прихожан. Духовное или крестное родство имеет важность одинаковую с родством кровным. В родстве этом брачатся, с дозволения духовного начальства, в 4-й степени.
    Приемыши, взятые в дети, в возрасте младенческом, считаются на равне с детьми родными и не могут вступать в брак с детьми лиц принявших. Взятые-же в возрасте юношеском, возмужалом, пользуются правом зятьев, принявших в дом, и могут вступать в брак с детьми лиц принявших.

    В брак ступают: жених 18, а невеста – 16 лет. Требуемые законом условия относительно возраста, соблюдаются всегда и даже нет примеров, чтобы просил кто-либо о прибавлении жениху или невесте нескольких месяцев или года, тем более, что епископская власть хотя и разрешает, за полгода ранее, вступление в брак, однако и эти случаи бывают редки, например, при совершенном отсутствии личности для домашнего хозяйства, малочисленности семейства и т.д.
    Нарушение в этом случае закона считается не безгрешным.

    Согласие родителей для вступления их детей в брак имеет значение патриархальное. Не бывает даже примеров вступления в брак без благословения родительского, не только между православными, но и раскольниками неприемлющими таинств церкви. Здесь, в благословении, изливаются все благопожелания и избежать их, значило-бы, по убеждению народа, решиться на век терпеть бедность и горе и быть несчастным.
    Если жених или невеста не имеют родителей, в таком случае, занимают место их, с одинаково важным значением, ближайший родственник или воспитатель. На заключение между женихом и невестой предбрачного договора созываются ближайшие родственники, которые завершают его рукобитьем между будущими сватами, общедомашним моленьем и водкой.

    Браков, без обоюдного согласия брачующихся, ни по соглашению, ни по принуждению родителей или общества, не бывает. Скорее, выбор брака предоставляется самому жениху или невесте.
    Предбрачные условия заключаются всегда словесно и состоять в «кладке», т.е. определении, сколько приданого кладет на стол жених невесте. Приданое заключается, обыкновенно, в деньгах и праздничном наряде. Богатый жених кладет невесте 5-=100 рублей, бедный 25-50 рублей. Сверх того жених обязан сшить невесте, судя по его достоинству, шубу суконную или дубленую, московский сарафан парчевой, штофный или ситцевый, фабричный, и летнюю обувь.
    Невеста-же обязана «дарить» всех родственников со стороны жениха: одного, например, рубахой кумачной, другого – ситцевой, прочих – платками, не менее 50 копеек и не выше 1 рубля за каждый; таких родственников насчитывается у жениха, иногда, человек до 30 и более.

    Свадьба играется на счет жениха, а у отца невесты, чрез неделю, после брака бывают «отгостки», на которых отгащивают все родственники сутки или двое. При выборе брака соблюдается повсеместно, чтобы жених и невеста были ровня летами (18 и 16 лет), состоянием и наружным видом. Отсюда и сложилось присловье: было-бы с кем река брести, котома нести.
    Неровню-же, т.е. имеющую 20 и более лет, или бедную, некрасивую, выдают обыкновенно за вдовца. Приданое составляет исключительную собственность жены, без всякого права на то со стороны мужа. В случае смерти, приданое жены остается мужу с детьми, а за неимением детей, оставляется мужу одна постель, а остальное все возвращается в тот род, откуда взята была умершая жена.

    Доходы с разных хозяйственных произведений, например, молочных скопов, поступают в общее пользование семейства, а от пряжи – в ползование жены, мужа и детей. Разводов в семействах крестьянских – не бывает. Если-же одна сторона недовольна поведением другой, то недовольная, или заявляет жалобу сельскому старосте, волостному правлению, которые наказывают виновное лицо, или-же, пропадает без вести, что бывает, впрочем, очень редко.

    В крестьянском быту значение семьи – кровное, родное. Где семейство состоит из двоюродства и сватовства, там мало порядка; та семья называется, по пословице, «сведенной с борка, да сосенки».
    Отец, глава семейства, управляет домом, большей частью до 60 лет, после чего сдает управление, равно заведывание расходом и самую сумму старшему сыну, который одинаково пользуется уважением и почетом от всех членов семейства. Заработки, получаемые тем или другим членами семейства, равно и доходы с хозяйственных произведений, например, от продажи хлеба, сена, скота и пр. Состоят в заведывании и хранении главы семейства.

    В случае смерти родоначальника – отца, власть управления семьей принадлежит вдове – матери, с домохозяйством и расходами – старшему сыну. У супругов отношения к имуществу – общие. По смерти родителей братья делятся, но дом есть собственность младшего сына. Дети первого брака пользуются преимуществом пред детьми от браков разных, как в наследстве, так и в почете семейном. Незакон-норожденные дети считаются наравне с законнорожденными. Усыновление не имеет особого значения. Разделы семейные зависят от воли родителей. Отделяют, обыкновенно, женатых и семейных. Разделы, по смерти родителей, решаются общественным сходом и волостным правлением.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Приметы, обычаи и пословицы нижегородского уезда
    Начало |1|2|3|4|5|

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz