Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    Все ему кланяются, а он и до шапки не дотронется. Не пригоже князю новображному поклоны воздавать.**

    Примечание автора:
    Кроме того опасаются порчи со стороны лихого человека, которую легко сделать, если князь новображный скинет свою шапку.

    Между тем, в ожидании поезда с женихом, к родителям невесты собираются все званые родственники, и каждый из них тоже приносит им в подарок каравай хлеба, а сама невеста сидит со своими подругами, и по обыкновению причитает:

"Выйди-ка, братец-батюшка, на улицу широкую;
Погляди-ка вдоль улицы широкой, как не едут-ли чужие люди.
Ты возьми-ка, братец-батюшка, в обе руки по топорику,
Завали-ка путь дороженьку, чтоб не пройти им, не проехать,
К нашему, да широкому двору."

    Напрасная просьба к брату. Поезд уже стоит за деревней, и по деревне едет дружка и прямо подъезжает к дому невесты. Вот он уже входит в избу, молится Богу, садится на скамью; хозяин подносит ему стакан водки, он выпивает, причем хозяина и хозяйку поздравляет "с гостенком полюбовным".
    За первым стаканом следует второй и третий. После третьего стакана дружка встает, творит йисусову молитву и спрашивает:

- "Кто сему дому в начале?" - Хозяин отвечает: "Господь".
- "А кто здешнему дому хозяин?" - "Я" - отвечает хозяин.
-"Как вас по имени назвать, по отчеству возвеличать?"-"Сидор Карпыч."
- "Был-ли у вас Иван Михайлыч?"-"Был".
- "Были-ли у вас с ним речи тайные, слова полюбовные, промеж себя сватовство?"-"Было"
- "Был-ли промеж вас третий человек?" - "Был"
- "Затопляли-ли вы свечку, молились-ли Богу?" - "Затопляли и молились".
- "Бились-ли вы по белым рукам через столики дубовые, через скатерти шелковые, через пития медвяные, через закуски сахарные?" - "Бились". - "Разнимали-ли у вас белые руки?" - "Разнимали".
- "Было-ли у вас с ним условье, чтоб быть сегодня свадьбе?" - "Было".
- "Ждали-ли вы сегодня гостей?" - "Ждали".

    После этих вопросов, дружка продолжает: "Едет к вам в гости князь новображный на семидесяти парах, семьсот человек стоит с ним в чистом поле, в широком раздолье, стоит и не унывает, от вас весточки выжидает. Дайте ему ответствие: на ваш-ли княжеский двор взъехать или на взъезжую квартиру? Если на ваш княжеский двор, то просим покорно отворить ворота, в избу дверь, в избе дать место, чтоб ваших гостей не потеснить, а нашего князя под окошко посадить, и при этом просим покорно встретить с хлебом-солью, с милостью божьею".
    Отец невесты говорит: "Милости просим". Дружка выходит из избы, садится на лошадь и, не доезжая до поезда, сняв шапку, говорит: "Просим милости к нашей княгине новображной".

    Дружка едет вперед, за ним весь поезд, все въезжают на двор. На дворе у крыльца их встречает отец и мать невесты с иконою и с хлебом-солью. Жених получает от них благословение, также, как и от своего отца и матери родной. Потом родители невесты приглашают их войти в избу, причем сами они идут вперед, за ними дружка, за дружкой жених, за женихом весь поезд.
    Между тем как происходит эта церемония, невеста, окруженная своими подругами, сидя в кутнике, под палатями или за перегородкой, причитает:

"Что у нас, мои приятели,
Вдруг воротца растворились…"

    При входе в избу гости не садятся, а сначала поддружка (помощник дружки) наливает стакан пива, дружка произносит йисусову молитву и ведет такую речь:
"Взъехали мы на ваш княжеский двор по вашему приказанию, - благославите нашего князя новображного и на княжеское место сесть". Отец невесты отвечает: "Бог благословит".
    Затем поддружка снова наливает кружку пива; дружка произносит йисусову молитву и продолжает: "Просим покорно нашим коням задать корма: хлеба печеного, а нет хлеба печеного, - овса молоченого; нет овса молоченого, - сена кошеного; нет сена кошеного, - соломы яровой; нет соломы яровой, - ржаной; нет ржаной соломы, и так постоят, только просим приставить к ним караульщика, чтобы все было сохранно в вашем доме честном".

    После этого дружка, у которого всегда "ноги с подходом..", продолжает так ораторствовать:
    "А ехал я чистыми полями, быстрыми реками, уездными городами; мне сказали: у вас в избе висят занавески, и за этими занавесками сидит невестка; как бы мне на эту невестку посмотреть: обута-ли она, оболочена-ли (одета); есть-ли у ней на ногах сапожки, на руках – руковички; надета-ли на ней лисья шуба? Мне-бы ее везти, - да руки-ноги не обморозить, бело личико не попортить".

    Дружка идет к невесте в кут под полати и на тарелке несет девушкам стакан вина, причем столпившейся в избе публике говорит: "Отшатитеся (посторонитесь) желудки, пузырь ползет; как-бы мне маленьких ребят не помять, старых старушек не поронять, красных девушек за груди не похватать, на молодых тетушках шубки не изорвать; после станут дружку бранить-ругать: экой, скажут, дружка, экой пес".
    Девушки при виде вина, говорят дружке: "У нас и без вина горько". Дружка идет к крестному отцу женихову. Тот кладет в тарелку немного медных денег. Девушки, увидя медные деньги, говорят дружке: "У нас невеста белая". Дружка опять идет к крестному отцу, который на этот раз кладет на тарелку серебряную монету. Между тем невеста причитает своим подругам:

"Не бросайтесь, милые подруженьки,
Вы на пиво пьяное,
На матушку золоту казну."

    Но девушки на этот раз изменяют ей, - берут деньги, и которая побойчее, выпивает стакан вина. Тогда невеста надевает шубу, крестится и говорит: "Благослови меня, Господи, Надеть мне шубу теплую." Если же она надевает шубу выговоренную, то замечает: "Как тепла она и не угревчева, как не греет у молодехоньки сердце ретивое."

    После измены своих подруг, невеста всю надежду возлагает на брата, который выводит ее из кута или из-за перегородки и ведет к столу. В это время все гости встают и опрастывают место возле жениха.
    Невеста причитает:

"Ты постой-ка, братец-батюшка,
Ты бери-ка потихоньку,
Ты веди-ка помаленьку.
У меня у молодехоньки,
нейдут ноги резвые..."

    Брат ее садится возле жениха, а около себя сажает сестру-невесту. Его подчуют вином и пивом, осыпают разными насмешками, надевают бабью кичку (род повойника), но он все это стоически переносит и сдается только тогда, когда крестный отец жениха даст ему выкуп за невесту (не менее рубля). Между тем его сестра-невеста продолжает:

"Не сдавайся, братец-батюшка,
за стакан, да пива пьяного,
за рюмочку, да зелена вина.."



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz