Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    Напировавшись вдоволь, дружка встает и держит такую речь:
    "Вставайте и благодарите здешнего хозяина; (обращаясь к отцу молодой): ну, сватушка, теперь время ночное; мы боимся ехать одни, дай нам провожатых".
    Сват сбирает провожатых, своих сродников, которые и едут к жениху, в том же порядке, как и от венца, причем сродники невесты едут позади сродников жениха.

    На дворе отец и мать жениха встречают новобрачных с хлебом-солью и благословляют иконой. Все входят в избу. Дружка творит йисусову молитву и, обращаясь к отцу и матери молодого говорит:
    "О чем вы нам кучились (просили), о чем кланялись, то мы устроили и обделали; только в том виноваты, что вы нас посылали за девицей, а мы вам привезли молодицу".
    Ему отвечают: "Покорнейше благодарим".

    Затем, по приглашению хозяев, все садятся за стол. Сваха приносит сундук с дарами, дружка наливает пива и вина, выкликает кого сначала следует дарить и подходит к свахе с тарелкой. Та кладет ему на эту тарелку дар указанному лицу, которому дружка и передает этот дар. Но прежде передачи даруемый выпивает пива и вина и затем уже полученным даром вытирает свои губы. После первого дарят второе, третье и т.д.
    После выдачи даров все садятся за ужин, за которым пьют и водку. После ужина молодых уводят в особую избу или в сенник спать. Званые гости остаются ночевать в доме молодого, причем их шумный говор и веселые песни слышатся далеко за полночь.

    Утром снова начинается попойка, которая продолжается целый день; а молодой в это время едет звать к себе в гости тестя и тещу, которая у себя в доме кормит его блинами. Затем он забирает сундук своей жены с имуществом и вместе с тестем и тещей едет домой.

    Вечером в тот день бывает так называемый "красный стол", за которым происходит "поцелуй". Стол ставят середи избы. Впереди, возле тягла, сажают отца и мать молодого, рядом сними, на другой лавке - отца и мать молодой. Возле них садятся по лавкам все поезжане. Молодой со своей женой стоит у стола и наливает в рюмку вина. Молодая берет эту рюмку и подносит своему свекру. Тот берет ее, и в это время молодая падает ему в ноги и лежит до тех пор, пока он не выпьет, - причем иногда свекор говорит: "горько" и молодая должна в это время поцеловать своего мужа.
    После выпивки отец целует свою молодую сноху и дает ей денег, которые кладет в блюдо, находящееся на столе. Если свекор богатый, то дает 10-20 рублей, а если бедный, то 1-3 рубля. После свекра молодая со стаканом пива подходит к свекрови, подносит ей это пиво, целует ее и тоже получает от нее или деньги или какой-нибудь подарок, вроде платка, сарафана или кички. Затем молодая берет рюмку водки и подносит своему мужу, который тоже дарит ей денег, сколько доведется. После мужа она подходит к своему отцу, матери и наконец ко всем поезжанам. Всем кланяется, всех целует и ото всех получает деньги.

    Иногда эта процедура повторяется до трех раз, и молодая собирает денег от 30 до 50 и более рублей, смотря по состоянию родителей и всех поезжан. Деньги эти поступают в пользу молодых. После этого начинается опять пировня, которая иногда продолжается два и боле дней. Наконец все гости разъезжаются и крестьянская жизнь пойдет обыденным порядком.


    Свадьбы здесь большей частью играют зимой пред масляницей. Летом не до свадьб, а осенью, когда всего лучше было-бы их играть - по изобилию хлеба и баранины, придерживаются того предрассудка, что женившиеся в осеннем мясоеде будто-бы живут несчастно, и кроме того, над женившимися в этом мясоеде, обыкновенно смеются: "вы и женились в овечий мясоед"** - говорят им, - от того здесь свадьбы осенью и весьма редки.

    Примечание автора:
    ** - лучшим временем для случки овец действительно считаются октябрь и ноябрь месяцы.

    После свадьбы на маслянице все разряженные молодые считают нужным явиться на базар в село Воскресенское, где молодой обыкновенно закупает для родных своей жены большие ковриги и прочие сладости, которые и передает им в то время, когда приедет в гости к тестю. После масляницы на весь великий пост молодая остается гостить у своих родителей и в это время прядет для себя лен.

    Собираясь в гости к своим родным, она всегда приглашает всех новых сродниц, и замужних, и девиц к своей матери, в гости, в сборное воскресенье, в которое все они и являются туда. А в фоминое воскресенье малые ребятишки приходят в ту избу, где живут молодые (обвенчавшиеся в этом году), и говорят:

"Молодая девица,
Подавай наши яйца;
Не отдашь яйца,
Уведем молодца, -
В хлев запрем,
Помелом заткнем,
Да не выпустим".

    Молодая раздает им всем пряники, чем они остаются очень довольны и затем уходят. В некоторых впрочем деревнях даже мужики приходят к молодой с такой угрозой, и их обыкновенно она угощает водкой, чем тоже они остаются весьма довольны.
    Наконец в петров день (29 июня), или накануне его, зять отправляется со своей женой к ее родителям в гости, и теща, или мать жены его, дарит им в это время деревянную чашку с приготовленным в ней сыром, две ложки, солоницу и иногда - молотило, грабли и косу. Этим дарением и завершаются все обязательные для той и другой стороны свадебные обычаи.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz