Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    Но мой очерк далеко был-бы не полон, если-бы я не коснулся в нем так называемых “воровских свадеб”**.

    Примечание А.С.Гациского:
    ** - По-семеновски: свадьбы самокрутки, свадьбы уходом, уводом, убегом.
    Воровские свадьбы макарьевского Ветлужья, описываемые автором, впрочем во многом разнятся от семеновских самокруток, как это можно видеть из сравнения его описания со статьей священика А.В.Кардатова "Самокрутка" (Ниж.Сборник том III, стр.139-149).
    В виде некоторого подобия самокруток начинает входить в обычай и у так называемых высших слоев нижегородского общества, стремление все чаще и чаще устраивать свадьбы по возможности в тихомолку, без званых гостей, для чего жених и невеста венчаются или без предварительного объявления дня свадьбы, или даже уезжают с этой целью из города, где живут, и где имеют следовательно много знакомых, в ближайшее село, или в Москву.

    Воровские свадьбы преимущественно устраивают бедные крестьяне. Бедному родителю жениха негде взять денег за “выговор” невесты и на свадьбу, и вот он предлагает своему сыну самому отыскать себе невесту. Сын начинает рыскать по “беседкам” и находит. Иногда находит скоро, а иногда очень долго странствует из деревни в деревню. Если он принадлежит к порядочному дому и красив собой, то скорее находит себе невесту, а если через чур беден и особенно невзрачен на вид, то не скоро поймает ее.
    Из девушек преимущественно те соглашаются “по-воровски” обвенчаться, которым хочется поскорей “прикрыть свою голову”, и родители которых из-за собственных выгод удерживают их, как рабочую силу, у себя в доме, хотя им уже иногда бывает далеко за двадцать.
    Взяв со своей невесты слово где-нибудь на базаре или в “беседке” на дворе, - причем всегда в залог любви и брачной жизни, кроме поцелуев, они еще обмениваются своими крестами, жених с торжественной физио-номией идет к своему отцу и сообщает ему радостную весть, что он нашел невесту.

    Отец едет к попу спросить: можно-ли устроить такой брак. Поп сначала "поломается", но в конце концов всегда соглашается, когда крестьянин выложит ему на стол "красненькую", и поставит штоф водки.

    Назначается день свадьбы, о чем сообщается и невесте. Все это делается секретно. Ночью, накануне брака, дядя или старший брат жениха запрягает пару лошадей и едет с женихом в ту деревню, в которой живет невеста. Дядя остается в санях возле деревни, а жених идет к невесте или к ее тетке, при помощи которой дело устроилось.
    Тетка подходит к окну той избушки, в которой находится “беседка” и зовет свою племянницу домой. Та точас собирается. Девушки ничего не подозревают и продолжают веселиться и распевать песни. Между тем, позади дворов по сугробам быстро идут три тени, из которых у одной в руках “куфтырь” или узел с одеждой. Эти три тени достигают саней и во весь опор мчатся в село венчаться.
    В большинстве случаев влюбленным или вернее сказать, сговорившимся, удается повенчаться до погони, а иногда они не успевают, и тогда происходит немало курьезов и скандалов.

    Первым делом отец беглянки заявляется к попу и требует, чтобы он не венчал его дочь, иначе он завтра-же поедет на него жаловаться “анхирею”. Поп начинает уговаривать его. Тот в порыве гнева называет его “клокатым” (косматым) и едет по селу отыскивать свою дочь.**

    Примечание автора:
    ** - Надобно заметить, что духовенство Ветлужского края макарьевского уезда не пользуется в среде своих прихожан должным уважением. Причин этому много; главные из них: по наклонности к расколу и приверженности к старым обрядам заметная холодность к православной вере со стороны самих прихожан; часто бездушное и небрежное исполнение священниками своих пастырских обязанностей, как в церкви, так и в приходе; их грубое обращение со своими прихожанами; их чрезмерная притязательность, - особенно при свадьбах и похоронах; их кляузничество между собой и с прихожанами; их нетрезвость, - особенно при крестинах, молебствиях и кресторождениях, их скудное материальное положение и зависимость от прихожан – от клока шерсти и до ложки сметаны или масла, и прочее.
    Все это может только унижать, а не возвышать духовенство, и потому нет ничего удивительного, что даже дети духовные иногда дозволяют себе ругать своего духовного отца не только за глаза, но и в глаза.

    Иногда он ее находит, и в таком случае дает ей потасовку, если родные со стороны жениха не защитят ее; дочь его обыкновенно при этом говорит: "Хоть зарежь, батюшка, а не пойду не обвенчанная домой; а если силой увезешь, то или утоплюсь или удавлюсь".
    Отцу после такого протеста остается только покориться и войдти в какую-нибудь сделку с новым непрошенным сватом, или плюнуть и уехать домой. В большинстве случаев он впрочем не находит своей беглянки, и тогда с другими своими родственниками сидит в церковной караулке, или возле самых церковных дверей, и дожидается того времени, когда приведут ее в церковь. Но вот тут-то “красненькая” и выручает беглых.

    Изобретательные причетники всеми силами стараются провести в церковь невесту. А если им это никак не удается, то прибугают к хитрости: или проводят ее в боковые двери, которые зимой ни для кого не отворяются, или один из них, в глазах родителей невесты берет ключи от напольной церкви – как будто для венчания – и, когда родители убегут к напольной церкви, спешат обвенчать их дочь в главной церкви.
    А однажды, рассказывают, был такой случай.

    Зорко следили родители за невестой и не было никакой возможности провести ее в церковь; между тем был последний месяц мясоеда, в который можно было венчать. Тогда один из дьячков, одинакового роста с невестой, нарядил ее в свой тулуп, надел свою шапку поповскую и отправил ее в церковь, а сам остался дома.
    Этот костюмированный дьячок бойко прошел в глазах своих родителей в церковь, где тотчас-же был снят тулуп, и началось венчание…

    После венчания все вышли из церкви и предложили родителям, подкарауливавшим свою дочь у церкви, поздравить своих детей с законным браком. Те только руками развели, и хотя мать не удержалась, чтобы не потрепать молодую "за хохол", но в тот же вечер сватья помирились и не мало хохотали над находчивостью дьячка.

    Все эти воровские свадьбы почти постоянно и оканчиваются мировой сделкой. И я не знал ни одного случая, когда-бы родители невесты жаловались на священника, обвенчавшего их дочь без их дозволения. В этом случае они руководствуются тем доводом, что "хоть жалуйся, не жалуйся, а уж теперь сам царь не развенчает; зачем же и жаловаться".
    После венчания, на другой-же день, молодые обыкновенно едут к родителям невесты, валяются у них в ногах и почти всегда получают прощение; редкий отец не простит, особенно когда молодой зять вытащит из саней полуведерный боченок вина. Другой отец впрочем поупрямится, так что раза два и три придется к нему съездить на поклон, и в конце концов все-таки простит и благословит своих детей, причем выдаст дочери и все приданое, заключающееся в разной одежде.


    В заключение настоящего очерка считаю нужным сказать еще два слова о статистике браков по Ветлужскому краю макарьевского уезда. Общее число браков в этом крае ежегодно бывает от 350 до 400.
    По народонаселению Ветлужского края (36 000 человек обоего пола) процент этот далеко не значителен. Причина – бедность крестьян и дороговизна свадьбы. Самая бедная свадьба обходится крестьянину не менее 50 рублей. Другой-бы отец и женил своего сына, да как вспомнит, во что обойдется ему свадьба, и зачешет затылок…
    Большее число свадьб приходится на февраль, который ко всем остальным месяцам отностися как 3:2. Самое меньшее число браков бывает в августе: от 1 до 5 браков на весь край. Самое большое число браков в последнее десятилетие было, сколько мне помнится, в 1865 и 1871 годах. И это увеличение браков в тот и другой раз зависело не от естественных, а от особенных причин. В первом случае какие-то злоумышленники распустили слух, что всех девок правительство хочет отослать в Польшу, к полякам, во втором – едва-ли не пьяные волостные писаря, не понявшие какого-либо распоряжения правительства или какой-либо газетной статьи, распустили слух, что всех девок правительство хочет собрать и отправить в Москву – учиться акушерству.

    В этом году очень многие родители обращались ко мне за разрешением этого недоразумения, и мне большого труда стоило разубедить их, что этот слух ложен.
    Большее число браков, как и следует ожидать, бывает между холостыми и девицами. К общему числу всех браков, браки между холостыми и девицами относятся как 4:1. Браков холостых со вдовами, вдовых с девицами и вдовых с вдовами бывает самый незначительный процент. Большее число браков заключается моложе 20 лет, именно: эти лета относятся к остальным летам почти как 1:1.

    С наступлением всеобщей воинской повинности число это, по всей вероятности, изменится, и большее число браков будет заключаться между 21-25 годами. Старше 65 лет не женятся и не выходят замуж. В эти года старухи обыкновенно уже дают обет не есть говядины и стараются уклоняться даже от своих законных мужей-стариков; но старики все-таки продолжают льнуть к старухам. Природа берет свое и "живой о живом и думает".



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz