Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Иванов день
в селе Новом Ликеево

Священник А.И. Борисовский

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


ИВАНОВ ДЕНЬ

в селе Новом Ликеево Нижегородского уезда

    "Не взмилилось-бы и красно солнышко, если бы оно только жгло и пекло, и если бы не было ни росы, ни дождя на широкие поля и зеленые луга", - зачастую говорит сельский житель.
    Ту же речь прикладывает он к каждому базару и годовому торгу. Где бы чего взять к поре, ко времени, если бы не было под рукой базара? Что и в деньгах, без вещи необходимо-нужной для домохозяйства…

    "Иванов день" известен всем жителям нижегородского уезда. В этот день, в 24 число июня, каждогодно бывает ярмарка в селе Новом Ликееве.
    Накануне съезжаются сюда, на подторжье, краснорядцы, холстовники, щепетильники и разные торговцы. Они приезжают обыкновенно с ярмарки оранской, смело рассчитывая попользоваться барышком. И дейст-вительно при хорошей погоде в Иванов день бывает многочисленное собрание народа со всех окрестностей и продажа бойкая, так, что часто не достает самих товаров.
    Торговле много помогает и самое время. "Не гребень", - говорит пословица, "чешет голову, а времечко" и "Не год", - говорит другая, "кормит крестьянина, а день". Так и Иванов день весьма нужен крестьянину. Гулять ему остается недолго. С Петрова дня он примется за косу; стало быть ему понадобятся: коса и лопатка, и грабли, и для питья бурачек, и для пищи – кувшинчик и т.п., - все это можно купить в Иванов день.

    А у хозяйки-крестьянки холсты уже вышли из дела, вытканы и выбелены – надо бы продать бы и купит либо мужу на рубаху, либо дочери-невесте на московский и фартук, - пока лето не прошло; а где продать или купить, кроме Иванова дня?
    "Макарьевская" еще не скоро, да и цены тогда, по многолюдности дешевле. И вот, с раннего утра 24 числа в село Ликеево начинают тянуться вереницами жители со всех сторон, и пешие и конные, и мужчины и женщины, и парни и девки, во всем праздничном наряде; одни для покупок, а другие погулять, или как выражаются, на людей посмотреть и себя показать.

    Вид ярмарки походит на толкучий рынок; одни торгуют в лавках, другие на возах, а иные на рогожках и все впрочем размещены в порядке симметрическом. Весь базар можно разделить на 12 рядов.
    В первом из них, в лавках, помещаются торговцы с красным товаром. Все они большей частью из нижегородского уезда, но есть и из вязниковского, владимирской губерни. Здесь для сельского жителя все можно найти: сукно, шелковые материи, ситца разных фабрик, заграничные шерстяные материи, платки шелковые и бумажные, сарпинку, бумагу уточную, вату и прочее.
    Во втором ряду – щепетильники; они почти все из соседних селений, таких как: Борисова, Чернухи, Ключищ, Безводного, Мирши, Толстобина, Цедня, Грязновки и других. Здесь продаются: пояса, гарусы, шнуры, тесемки, ленты разные – шелковые, бумажные, шерстяные, пеньковые; помады, кольца, серьги, крючки разных сортов - позолоченные, серебряные, запонки бронзовые и томпаковые, нитки заграничные, сандал, румяны, стекла ламповые и т.п.

    Далее, в третьем ряду - пряничники, торговцы сел: Ликеева и Безводного. У них продаются пряники: медовые, сахарные и паточные, коврижки, жемки, орехи всяких сортов – грецкие, кедровые, простые; мед разной ценности, изюм и прочее.
    В четвертом ряду – холстовники. Закупкой холстов занимаются купцы нижегородские и арзамасские, и сбывают их большей частью - за границу, или продают на ярмарках: воронежской, харьковской и переправляют через Одессу в другие места.

    Пятый ряд – железный. С железным товаром приезжают кроме торговцев из соседних селений, павловские, и притом с изделиями необходимыми для крестьянина. Сюда относятся: топоры, сошники, полицы, поддоски, вилы, железные лопаты, заступы, петли, ножи, замки, вилки и прочее.
    В шестом ряду, на повозках – косники, торговцы из уездов: нижегородского, лукояновского и княгининского.
    В седьмом ряду – торговцы с деревянной посудой. Здесь продаются: кадки, боченки, бураки, чашки, ложки, солонки, пещера, грабли, лапти и прочее.
    Восьмой ряд – щорный; торговцы из села Богородского и окрестных селений. Товар у них: хомуты и другая упряжка конская, равно снасти, веревки. По той же линии в рядах, продаются: летняя обувь мужская и женская, картузы, шапки, для летнего хода колесы, для точения кос – лопатки, бруски; для тканья холстов и сукон – берды; далее – пареная груша, дуля и квас.

    Весь оборот доходит до 25000 рублей. В 1874 году было привезено на ивановкую ярмарку товаров:

  • Краснорядцами на 11000 рублей
  • Щепетильниками на 1750 рублей
  • Пряничниками на 5000 рублей
  • Железного товара на 800 рублей
  • Косниками на 800 рублей
  • Деревянной посуды на 700 рублей
  • Шорниками на 2000 рублей
  • Колесниками на 400 рублей
  • Снастей и прочего на 200 рублей
  • Лопаток и брусков на 101 рубль
Кроме этого сапожниками было привезено 11 повозок с товаром, картузников было 5 человек, а грушников – 7.

    Не лишним считаем сказать несколько слов о том, как заканчивается Иванов день; тем более, что конец ярмарки каждогодно бывает однообразный. Разгульная молодежь собирается середи села, в назначенное место, играет кругами, поет песни и заканчивает свое веселье песней такого рода:

Я московский был трактирщик,
Я на фабричках живал,
Разны ситцы выбирал,
Получал денег не мало,
Сот восемь рублей,
А в деревню не хватало,
Шестьдесят отдать в оброк.

Без оброка было можно;
Я имел в своих руках,
В белом фартучке красотку,
И в сафьянных башмаках,
В ушах серьги золотые,
А на ручках перстенек;
Придет праздник,
Душегрейка, сарафанчик с галуном,
Вот моя последняя копейка
Вылетает вверх орлом;

Заберемся мы в избушку,
Когда мать с отцом уйдет,
Там мы сделаем пирушку, -
Только дым столбом пойдет.

Приезжай домой мошенник,
Отец с матерью бранят,
Экой ты с…. с…., бездельник,
Куда денежки девал?…
Все товарищи приносят
Двести, триста рублей в год,
От тебя мы не видали,
Лет пять больше ничего;
Нам недавно рассказали,
Мы узнали от чего.

Полно, Вася, волочиться,
С долгохвостыми гулять,
Не пора-ль тебе жениться –
Перестанешь баловать.

Ну теперь меня женили,
Об чем больше тосковать,
И опять в город пустили,
Снова деньги наживать;

Один год я постарался,
Семь я сотенок достал,
Жить в дому остался,
Свою женушку ласкал;

Но случилося несчастье,
По Кунавину пройдти;
По Кунавину прошел,
В одну улицу зашел –
В одну улицу зашел,
Свою прежнюю нашел.
Поздоровалась, спросила:
"Мне сказали, ты женился?"
Разговор не тот пошел. **

    Примечание автора
    Дабы не возразили нам пословицей "Не стоит дуда песни", добавим, что записывая эту песню, мы желали обратить внимание на обычай народа петь из года в год, при конце разгула, именно эту, а не другую песню.
    С окончание последнего куплета все расходятся.


    Скажем теперь несколько слов о самом селе Ликееве. Оно принадлежало, во время крепостной зависимости, княжне Голицыной. Крестьяне занимаются в зимнее время выделкой овчин, печеньем пряни-ков, особенно коврижек; столярной работой – сундуков, столов, рам домовых, и в летнее – хлебопашеством.
    Здесь имеется волостное правление, училище, питейный дом, харчевня. Старообрядцев в селе очень много. В полуверстном расстоянии от села, на юг, находится мукомольная водяная мельница, на берегу реки Кудьмы, близь горы называемой "Выдры". Возвышенность ее местами простирается до 25 сажен; грунт – чисто алебастровый. Добычей алебастра в селе почти не занимаются; редко-редко кому понадобится несколько пудов.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Иванов день в селе Новом Ликеево Нижегородского уезда

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1686
2013
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz