Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Село Борисовское
нижегородского уезда

Священник Т.А. Доброзраков

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СЕЛО БОРИСОВСКОЕ

Нижегородского уезда

    Село Борисовское находится в 15 верстах от губернского города, по арзамасскому тракту.
    Первыми переселенцами в него из Старого Борисовского были, по устному преданию, некто Гришка да Ванька, которые и дали первоначальное название настоящему селу "Перевезенский Стан". Так называлось оно, по всей вероятности, до полного образования села. Переселение обитателей Старого Борисовского объясняют неудобным местоположением последнего, которое окружено было со всех сторон топкими мес-тами и болотами.

    Село Борисовское принадлежит к 1 стану нижегородского уезда, к бешенцевской волости; расстоянием от волостного правления и от стана находится оно в 5 верстах. Ближайшими торговыми центрами для здешнего района, кроме Нижнего Новгорода, служат следующие селения: Дальное Константиново, Богородское, Гни-лицы и Вязовка, хотя в последнем базары бывают только 2 раза в год – в летний и зимний храмовой праздник казанской Божей Матери; более отдаленные торговые пункты – Дальное Константиново и Лысково, куда здеш-ние жители ездят за хлебом.

    Кроме упомянутого Старого Борисовского, в народной памяти сохранились еще 2 урочища. Первое, извест-ное под именем "Немецкой плотинки", получило свое название от того, что тут пролегала прежняя большая московская дорога, по которой вместе с другими, ездили на ярмарку к "Старому Макарью" москвичи-немцы, а так как это место и по настоящее время весьма неудобно для проезда, особенно в весеннее и дождливое время, а гати тогда были плохие – из хворосту, то господа негоцианты однажды едва не потонули здесь, - нужно было вытаскивать их самих и воза их с товарами из вязкого места не иначе, как с помощью большого числа народа.
    Место это находится на самой меже между деревнями Козловкой, Ройкой и селом Борисовским; известно оно еще под названием "Вяловой (кривой) вяз", на осиновом "побочене", т.е. по опушке осинового леса. Далее по направлению упомянутой дороги, верстах в трех от "Немецкой плотинки", за деревней Ройкой, есть и в настоящее время молодой лесок, называемый "Михайловский"; но в старину был тут сплошь густой лес; здесь были пикеты, и на них стояли сторожевые казаки.

    Другое урочище – это небольшая деревня, бывшая расстоянием от Борисовского с версту, на "Скоморош-киной Пустыши", упоминаемой в планах генерального межевания села. Название ее утратилось, а глубокого оврага, который проходит этим местом прежде не было, а был только "издолок" (долина), и по нему шла проселочная дорога, выходившая на большую арзамасскую около деревни Ольгиной.
    Выпахиваемые крестьянами печные камни и, сравнительно, черная земля, как усадебная, на месте этой бывшей деревни, отчасти доказывают, что она действительно существовала когда-то, но с какого времени ее не стало - не известно.

    В более ранний период село пересекалось на две половины глубоким безводным оврагом, но в настоящее время поперек этого оврага, вместо бывшего деревянного моста, борисовское общество устроило земляную плотину и спуск для вешней воды, которой накопляется в овраге столько, что она в продолжении всего лета не высыхает, не смотря на то, что сельские жители берут ее для поливки огородных овощей, для тушения пожаров и даже иногда для пойла скота – но только в весеннее и зимнее время, а в летнее она делается вонючею, как потому, что моют здесь грязные ребячьи постилки, так и потому, что над самым оврагом стоит кладбище и дождевая вода сбегает с него в пруд.
    В селе Борисовском, кроме обыкновенной красной кирпичной глины есть при так называемом "Большом овраге", рядом с арзамасскою дорогой, глина, видом хотя тоже красная, но вязче и жирнее первой; употреб-лять ее можно и на выделку горшков, но особенно хороша она по своей крепости для обмазки кузнечных горнов.

    По кладбищенской горе и далее по направлению к северу есть красная опока, из которой, будто-бы, можно перерабатывать ализарин, употребляемый на окраску шерсти и прядильной бумаги.
    Около реки Кудьмы на так называемой "Черной грязи" находили железную руду плитками.


    Из хвойной породы деревьев растут здесь только ельник и сосняк, а из лиственной – дубняк, березняк, осинник, липняк, елошник, ветельник, ясенник, вяз, клен, рябина, черемуха; из кустарников – жимолость, крушинник, орешник, можжевельник, тальник, шиповник.
    Из лекарственных растений находятся здесь: белена, хмель, одуванчики, шиповник, лапушник, ромашка, дикая рябинка, щавель, дягиль, репейник, конский щавель, укроп, буковица, медвежье ушко, мята, полынь, донник, дятловник, глухая крапива, чернобыльник, папортник, душица, зверобой.

    Считаются также лекарственными растения, известные под следующими названиями:

  • канавра или сухолом (из кустарниковых растений, с бело-багряными цветочками, употребляется от боли в животе);
  • сорока-недужная или сороко-приточная трава (лист ее похож на крапивный, с синенькими цветочками; употребляется от всех внутренних болезней);
  • жабная трава (стебель ее тонкий, с белыми шишками, как на вербе, без листу, с одними отраслями цвет на которых голубой; употребляется от укушения змеи;
    относительно этой травы есть такое верование в народе: Бог сказал змею: "Я дам людям на исцеление от тебя траву", а он говорит: "я ее посушу, верхушку скушу";
    Бог говорит: "Я отрасли пущу", - от того, будто-бы, и нет на ней верхушки, а одни отрасли);


  • плакун-трава (растет в болотах, цвет на ней багряный, а корень черный, жесткий, - "всем травам мать" по народному верованию; употребляется от всех болезней;
  • чистуха (с продолговатым листком и с желтым круглым цветком; употребляется от золотухи);
  • ускоп-трава (лист ее как на рябинке, с одним желтым цветком; употребляется от ускопов или порчей);
  • горлянка (цветок на ней багряный, в одну шишечку; употребляется от горловых болезней);
  • петров крест (цветок на нем сине-голубой, а стебель как у осоки, без листу; употребляется его корень от боли в животе);
  • белая и розовая кашка (трава; белая кашка употребляется от болей, а розовая – от женского кровотечения);
  • бело-розовая трава (высокая – в сажень, стебель толщиной в палец, листок долгий и узкий; употребляется для излечения кил);
  • Яким-да-Анна или Иван-да-Марья (с лазоревыми и желтыми цветочками; употребляется от боли в животе и от ломоты);
  • маточник или мать-мачиха (трава, одна сторона листка на ней белая и мягкая, как вата, а другая – зеленая и сравнительно жесткая; прикладывается к ранам);
  • багунник (растет в болотах, между гонобоблем, с тяжелым запахом, без листьев, колючее растение с шишками, похожими на гвоздику, только побольше; употребляется от заразы скота);
  • мытная трава (цвет на ней багряный, шишками; употребляется против конской болезни – мыта).



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Село Борисовское нижегородской области
    Начало |1|2|3|4|5| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz