Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Владимирская ярмарка
в селе Толмачеве

Ф.И. Летицкий

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


ВЛАДИМИРСКАЯ ЯРМАРКА В СЕЛЕ ТОЛМАЧЕВЕ

Нижегородского уезда

    Владимирская ярмарка в Толмачеве учреждена потому, что в церкви села устроен придел в честь влади-мирской иконы божией Матери, и празднество. Трехдневное празднество в духовном отношении вовсе незна-чительно, но в противоположном ему отношении сильно процветает: жители селения и с ними вся волость, заключающая в себе один приход, гуляют, в продолжение этих трех дней.
    Собирается парней и девушек кружок, из всего Подлесья* молодежь приступает; кружок делается все шире и шире, здесь всему молодому миру свиданье.

    Примечание А.Гациского: * - Подлесьем называется вся местность около села Толмачева; верстах в 12 от него, к северо-западу, находится и село Богородское, известное больше под названием Подлесово (как оно называлось бывши деревней), или даже Подлесова, по местному говору.

    На девушках головки (головная повязка, шитая золотом) и кафтанчики, как жар горят, все шиты золотом, рукава белы-браные, москали и передники преимущественно штофные, на руках кольца серебряные; на устах признания в любви.., но больше в песнях.
    А парни-молодцы в фуражках на ухе, в красных шерстяных рубашках, в сапогах с кистями, на руках красные перчатки; слегка подвыпивши; у всех почти ни усов, ни бороды нет. Стоят они, что-то думают. Девушки начинают перешептываться, вот даже две-три из них что-то прогудели; наконец светлым, нежным голосом одна из них запевает:
    При долинушке калинушка стоит, - и прочие ей подхватывают:

Охи! При долинушке калинушка стоит
На камне соловей-пташка сидит,
Охи! На камне соловей-пташка сидит,
Горьку ягоду калинку клюет.
Охи! Горьку ягоду калинку клюет.
Спелу зрелую в уста принимать…

Прилетали к соловушку соколы,
Сняли, взяли соловушку с куста,
Посадили соловушка в зелен сад,
Вот заставили песенки петь:
Уж ты пой, воспевай соловей,
При кручине утешай молодца,
При печали красну девицу-душу,
Тебе молодец чужая сторона,
А мне девушке, право не своя,
Полюбила девица молодца,
Полюбя-то, его выхвалила,
Уж ты где-то такой молодец!
Ни в Казани нет, ни в Астрахани!
Проявился такой молодец,
У Макарья на ярманке,

Как у Спаса на горе, на желтым песке,
По песочку похаживает,
Калену стрелу накладывает,
Каленой стрелой наказывает:
Ты лети, лети стрела, высоко и далеко,
Ты лети, лети стрела под самы небеса,
Ты убей, убей каленова стрела,
Серу утицу на Волге, на реке,
Красну девицу в высоком тереме.

    Входит в круг парень, кланяясь приглашает девушку и оба важно расхаживают по кругу, исполняют песню: где нужно разойдутся, поклонятся, сойдутся, опять разойдутся.
    Толпа женщин, отчасти и мужчин, обступает хоровод; дети малолетки бегают, играют около хоровода; женщины с любопытством смотрят на играющих в хороводе: одни смотрят на дочерей, другие на будущих жен своих сыновей, третьи наблюдают за тем, как водят в этот день хороводы теперь и сравнивают, как они сами "вещились" (представлялись хорошими).

    Вот две-три бабы сошлись, судят и рядят о женихах и невестах: рассматривают со всех сторон, разбирают все недостатки…
    - "Вот-бы жених Анке-то!" - говорит одна сестра другой; "парень этакой – баской"
    - "Да чей он такой?"
    - "Да Малинин-ать, парень белый, пригожеватый такой; у них мельница своя и скотинки-то много… А лошади-то, лошади! Куда хороши!"
    - "Так-то так, вот ты баишь, богат он, а наше-то дело бедное – не возьмет; нам надо ровню…"

    Так-то бабы судят и рядят, а девушки поют себе и играют в хороводе, не знают, что вокруг их “деется”; а когда придет домой Анка и услышит от матери, что мы-де тебя нынешней осенью замуж отдадим, она и завопит навзрыд:
    - "Уж-ли я тебе, матушка, согрубница была?
    - Уж не я-ль тебе, матушка, была скорой посол?
    - На что ты, моя матушка, разпрогневалась, раным-ранешенько меня замуж хошь отдать?
    - Не дашь ты мне, матушка, поспать-понежиться, погулять-потешиться" и т.д.

    Вопит девка пока мать ее не убедит, пока не скажет ей, что она у нее “не отдашна”.
    Такой вопль происходит впрочем только тогда, когда Анка еще молода, или Анке нелюб парень, когда ей пришелся по мысли и по сердцу другой, который грудью стоит, который дальше всех держит на ухе фуражку, который браво ходит, который важно в хороводе запевает; он басчее всех, он порой пошоптывает с ней, в свое время, вечерком, когда пойдет по лошадей в околицу или поедет по воду, на ключ.

    Глубоко падает любовь в сердце деревенской девушки! Она хотя таит всеми силами от людей любовь, но ее свободно развитая грудь доказывает все, что у нее ест таинственного на сердце; ее порывистые вздохи и редко, редко при людях, тихие любезные слова к любимому, есть доказательство горячей любви: она не скоро полюбит, но тем более, не скоро и нарушит любовь.
    Днем она представляется спокойной, какой-то беспечной, не покажет виду, что у нее делается на сердце; но ночь, до петухов, проходит у нее в размышлениях о милом голубчике и снится он ей всю ночь; ей нет нужды, что он беден: она довольна тем, что при нем ей веселее, сердцу ее спокойнее, при нем все ей приятнее.
    Горячо сердце деревенских девушек!


    Поет, в хороводе играет молодежь день до вечера. Вот наконец наступает вечер, девушки расходятся, но и тут не без песен. Подруги, собравшись в ряд или в два, смотря по местоположению, и схватившись рука об руку, в сопровождении парней, плавно выступая, просят одну из среды себя, которая лучше и легче всех поет, чтобы она запела им песенку.
    Тут уж круговым песням не место, для этого есть песни голосовые. Певица затягивает, прочие подпевают:

"Не я тебя сокрушила,
Сокрушила воля,
Это воля не простая, -
Все жизнь холостая.
Хорошо на свете жити,
Любовью шутити;
Любовь сердце заразила,
Не могу забыти.

Любил, любил парень девку,
Любил да спокинул,
Спокидавши и бросавши,
В глаза насмеялся;
Ты не смейся, млад мальчишка,
Сам ты неженатый,
Сам ты холост, неженатый,
Белый кудреватый,
Есь задумаешь жениться,
Я замуж не пойду.

Не грози, моя милая,
Я тебя не возьму!
Не я тебя приметила,
Приметили очи…
Распрелестны мои очи
Не спала я ночи,
Не спала ночи до свету,
Прождала ответу,
Когда миленький ответит,
Сердечко заноет,
Сердце-кость, занывает,
Ничего не знает,
Ничего оно не знает,
Что мил спокидает".

    В подобных песнях девушки бывают резвее и без всяких ужимок, рот открывают свободнее и пенье их делается приятнее.

    Так веселится молодежь и окружающие ее. Но чем удовольствуются люди пожилые из мужчин? Все они, обремененные трудами, стараются, недугов ради, выпить как-нибудь. Посмотришь, столкнулось человек пяток, купили водочки уголок, в меньшем размере – четвертцу и оставив за посуду целовальнику шапку, сели круговелькой и начали тянуть винцо по маленьку.
    Чарочка раз обошла и речь живее пошла, за второй шум, за третьей песенки как тут; а другой, как пропусти шкальчиков пяток, засучит по локти рукава, кричит: "по любви!"

    Становой уехал, слуг его нет. Как раз драка: один бьет "под микитки", другой "хлещет в рыло". Бойцов обсту-пили старики, и сжавши кулаки, смотрят с величайшим любопытством.
    Кончилась драка, старики начали расходиться и между ними послышалось: "супротив нашего время не будет таких бойцов; в наше время драка шла лучше".

    Вот бежит народ… Куда? Да около кабака татары. И в самом деле, наши знакомые коновалы нашли себе приятеля, такого-же татарина, со скрипкой. Лица у них веселые, должно быть, они вкусили "запрещенного кораном", должно быть выпили на три пятака, да и хватили однако трепака – отмочили штуку важную! Один играет, другой пляшет, третий подпевает под старинку, на мотив "Ночка темная":

"Разминым диривням,
Дорогам бульшой,
Шоль мужик с медведам,
А другой кузам.
Барынь пад укошка,
С барышнам сидыть,
Он кричал: прухожай,
И плюсать велел,
Мишка штукам делал,
Прыгала кузам,
Барынь дал на водкам,
Вытрашшил глазам.."

    "Ха, ха, ха" – раздается в толпе, "однако и взаправду плясун штукам делал".

    Толмачевское общество выручает с ярмарочной площади каждогодно около 15 рублей, а весь торговый оборот ярмарки доходит приблизительно до 1000 рублей.

Ф.И.Летицкий

    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz