Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Православие"

Учреждение
Нижегородской Епархии

Архимандрит Макарий
Из истории Нижегородских Иерархов
(1672-1850)


Публикуется
в сокращенном
варианте


УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ

(продолжение)

    После исправления книг, начатого вызванным с Афонской горы ученым Максимом Греком (1506-1556), а после него продолжавшегося при Патриархах Иове, Гермогене, Филарете и Иосафе I, и почти оконченного Патриархом Никоном, расколы, давно уже гнездившиеся в России, быстро начали распространяться повсюду.
    Из скитов и лесов, где прежде укрывались раскольники мало по малу начали являться они толпами в виду всех, по селам и городам.
    Это бедствие для православной Церкви, не менее других областей, если не более, испытывала Низовская земля [5], долгое время остававшаяся без своего собственного Архипастыря.

    В самом Нижнем Новгороде, "в преименитом и начальнейшем Низовския земли граде, с окрестными его градами и весьми", по замечанию современного Правительства, умножались раскольнники, именуемые тогда "прелестниками и развратниками [6]". Эти "злохищные волки", по сказанию православных также современ-ников, "окрест Нижнего Новаграда непрестанно наветовали: и расторгнути стадо Христово велетщательно подвизались".

    Такое опасное состояние для церквей Низовской страны происходило, между прочим, от того, что не было в ней своего Епископа, который бы сам вернее смотрел за паствой, охранял ее словом и делом от рас-пространявшегося раскола.
    От этого сюда и перебегали раскольники, вытесняемые из других мест; находили себе здесь пристанище, и распространяли тутъ свои мнения.

    Так, а не иначе, объясняли раскол, умножавшийся в пределах Низовской земли, и современные блюстители правоверия.
    "Не сущу бо", писали тогдашние Иерархи, "тамо (в Низовской земле) пастырю, оскудеша овцы от пищи, сущие тамо, нeимyщия скотопажитнаго пропитания, сиречь духовной пищи, проповеди Слова Божия, в насыщение душ Христианского народа [7]".

    Тяжко было слышат благочестивому Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу о церковном неустрой-стве в Низовской земле и разсеваемых в ней расколах, — слышать "об умалении избранного в ней стада словесных овец и умножении злохищных волков" [8].
    Как "истинный ревнитель и поборник православной Христианской веры, врагом же и раскольником мститель [9]", Царь Алексей Михайлович весьма сокрушался об опасном положении церквей Нижегородских, - "всеусердно", по отзыву современников, "поболе о сем". Прискорбно было ему, что такой знаменитый пред другими город (Нижний Новгород) с окрестностями остается без надзора своих Архипастырей, будучи поставлен в опасное для православия состояние.

    Занятый мыслями об устроении церковного благоденствия Низовской земли, он "выну помышляше в себе", по сказанию очевидцев, "яко нелепо Богоспасаемому Нижнему Новуграду с окрестными грады и весьми, занеже есть многолюден, красотою же и всяким довольством паче иных градов преизобилующ, быти без своего Apxиepeя и тамо сущим Христоименитым людям душевно вредитися [10].


    Примечания автора:
  • [5] Протоирея Андрея Иоаннова сочинения о расколе, ч.4, стр. 1 и 2.
  • [6] В настольной грамоте, данной Нижегородскому Митраполиту Филарету 2 июня 1672 года.
  • [7] В настольной грамоте, данной Митрополиту Филарету.
  • [8] Там же.
  • [9] Там же.
  • [10] Там же.


    Сборник публикаций "История Нижегородской Епархии"

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz