К истории
ТЕРЮШЕВСКОЙ ВОЛОСТИ

Арапиха
Бакшеево
Березники
Большое Сескино
Большое Терюшево
Борисово
Борцово
Вармалей
Вышка
Зубаниха
Кривуша
Кужадон
Кужутки
Кудрино
Лапшиха
Льготка
Макраша
Малое Сескино
Малое Терюшево
Мирша
Муравьиха
Новая Елховка
Новое Борцово
Новое Покровское
Новое Тепелево
Пилекшево
Румстиха
Сарадон
Старая Елховка
Старое Тепелево
Суроватиха
Татарская
Теплое
Учеватиха

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

Дворяне российские
В разделе:



НИЖЕГОРОДСКОЕ ДВОРЯНСТВО

А. Шабашов © 2015
к истории села Рождественский Майдан
(продолжение)

КРЕСТЬЯНЕ ГОСПОЖИ АРСЕНЬЕВОЙ






Арсеньев Сергей Васильевич и его семья

   Пролистнув почти 200 лет из жизни рода Арсеньевых, у нас появляется, наконец, возможность вернуться к началу рассказа, предварительно представив читателям внука госпожи Арсеньевой, урожденной княгини Натальи Юрьевны Долгорукой, Николая Сергеевича...


   Арсеньев Николай Сергеевич

   Арсеньев Николай Сергеевич родился 16 (28) мая 1888 года в Стокгольме (Швеция).
   Детство и юность Николая во много схожи с его братьями, подобно старшим, он успешно окончил гимна-зию, а затем, в 1910 году историко-филологический факультет Московского университета.
   Совершенствовался в университетах Мюнхена, Фрайбурга и Берлина, а с 1912 года работал при кафедре западно-европейской литературы Московского университета; заняв в 1914 году должность приват-доцента кафедры западноевропейских литератур Московского университета.

   Во время Первой мировой войны Николай Арсеньев исполнял обязанности уполномоченного Красного Креста (1914—1916), а с сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете.
   Одновременно, Арсеньев читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете имени А.Л. Шанявского.

   Революцию, подобно старшему брату, воспринял неизбежностью, через которую суждено пройти России. Покинув столицу, Николай Арсеньев продолжает работать профессором кафедры романо-гер-манской филологии Саратовского университета (1918—1920), одно-временно выступая с курсом лекций по философии.
   По его инициативе, в этот период, в Университете была образо-вана новая кафедра сравнительной истории религий.

   В 1919 году, по подозрению в антисоветской пропаганде, Арсеньев был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу...

   После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге, где до 1944 года занимал должность профессора Кёнигсбергского университета, одновре-менно выступая с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине.

   В период 1926—1938 годов занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета, читал лекции в Оксфордском, Кембриджском и Лондонском университетах.
   На литературном поприще Николай Сергеевич сотрудничал в основанном Н.А. Бердяевым журнале «Путь» и других периодических изданиях. Участвовал в экуменическом движении, являясь членом Палаты Всемирного союза христианских церквей.


   Некоторые из «страниц жизни» Николая Сергеевича Арсеньева имеют спорное толкование в среде ис-следователей, причиной чему, прежде всего, отсутствие собственной их оценки писателем в книге воспо-минаний «Дары и встречи жизненного пути».
   В период Великой Отечественной войны, осенью 1941 года Арсеньев, согласно архивным документам [1], в качестве добровольца поступает на службу вермахта...

   В частности, в своём отчёте о посещении лагеря для военнопленных в поселке Волосово под Ленингра-дом сотрудник айнзацштаба Вундер упоминает о службе Арсеньева как зондерфюрера в качестве пере-водчика. Ряд опубликованных документов, свидетельствует о том, что профессор Н.С. Арсеньев числился зондерфюрером в вермахте по крайней мере, до весны 1942 года...
   По всей видимости, вскоре, после встречи с Вундером, Арсеньев все-таки вернулся в Кенигсберг, где продолжил работу в университете...

   Следует отметить, что ознакомившись с подобными фактами из биографии Николая Арсеньева, автору не представляется логичным и правильным причислить его к списку "предателей Родины", а тем более военных преступников.
   Его поведение аналогично остальным 90% жителей Европы, принявших диктат нацизма...

   Не лишним, в данном случае, будет и цитирование реплики к.ф.н., доцента кафедры экономических наук Калининградского института экономики, члена Союза писателей России и члена Союза журналистов России Л.В. Давыденко на историко-методологическом семинаре в РХГА, посвященном презентации книги воспоминаний Н.С. Арсеньева:

   «...Письмо из украинского архива некоего доктора Вундера, который в ноябре 1941 года отправляется в Волосово, в сторону Петербурга, в составе группы в поисках художественных ценностей, содержит фами-лию фон Арсеньев, но инициалов не называет. Несколько страниц Вундер уделяет Арсеньеву.
   Вундер говорит, что фон Арсеньев поразил его тем, что тот, будучи переводчиком в лагере для пересыль-ных, занимается совсем другим. Он восстанавливает библиотеку Достоевского.
   Немецкие солдаты выбросили на улицу книги, они валялись в грязи. Арсеньев с одной учительницей собрал их и создал библиотеку имени Достоевского. Более того, усилиями Арсеньева открылся православ-ный храм, куда идут прихожане со всех окрестных деревень. И библиотека также в светлое время суток постоянно работает и пользуется спросом. Вундер говорит, что жизнь российская открылась с другой стороны, потому что книги все зачитаны. Об Арсеньеве он заключает, что им движет желание создать русское национальное правительство на оккупированной территории, что национальные национальные заботы русского в его требованиях превышают здесь и противопоставлены обязанностям немецкого зондерфюрера...»


   В 1944 году Николай переезжает во Францию, где преподает в Католическом институте при Сорбонне (Париж). Позднее семейство Арсеньевых принимает решение о переезде в США, уже с 1948 года Николай Сергеевич Арсеньев работает профессором Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке...



   В дополнение к краткой биографии Николая Сергеевича Арсеньева, приведем ряд редких снимков, представленных на семинаре РХГА, включая фотографию профессора Н.С. Арсеньева с братом Юрием и сестрой Натальей (Си-Клиф, США)

(продолжение следует)


   Примечания

   Политический Красный Крест (ПКК): общее название ряда организаций, оказывавших помощь политзаключенным в Российской империи и Советской России, проосновой которых считается правозащитное движение, зародившееся в Петербурге в 1875 году, и получивше дальнейшее свое развитие после поражения революции 1905 года, а также февральской революции.



    Раздел "Вот приедет":
    Александр Шабашов "Крестьяне госпожи Арсеньевой"
    Начало |1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|   Приложение: Дворяне Смирновы Нижегородские  Начало|1|2|3|4|5|


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1693
2013
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Регионы России

Hosted by uCoz