Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

Image Loading... В рубрике "История"
Сохранить и передать любовь к Родине
Т.Г.Шабашова

К конкурсу публикаций:
"Неизвестные страницы истории"


Публикуется
с разрешения автора
stepan_denisov@mail.ru


СОХРАНИТЬ И ПЕРЕДАТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ
(продолжение)


    Испокон веков на этой земле жили трудолюбивые люди, которые считали, что труд самое главное в жизни человека: он кормит, веселит, не дает лениться душе. Остальное – блажь. Деньгам здесь не придавали особого значения.
    На селе было немало зажиточных хозяев, но зажиточность эта ничем особо не проявлялась – ни в одежде, ни в поведении, ни в жилье.

    Дед моей бабушки – Захар имел свои леса, а работал наравне со всеми, ел простую пищу, ходил в простой холщевой, заплатанной рубахе.
    Бабушка Прасковья или Паруша вспоминала: "Дело было перед самой революцией 1917; позвал меня дед и попросил, чтобы я помогла ему складывать деньги".
    "Я тут надумал сдать их в банк, уж больно они тяжелы…" – сказал он, "проклятущее золото!"
    "Пошли мы с ним в баню" – продолжала бабушка, -"а там золотых монет видимо-невидимо, аж в глазах заребило!"
    "Давай, Парушка, рассовывай их в штанины, да завязочки не забудь!" – командовал Захар.
    "А как свез Захар золото в банк, тут и революция грянула, банки все позакрылись, так золото и сгинуло…" – заканчивала обычно Паруша воспоминания, - "а уж бумажными деньгами в деревне хозяева стены обклеивали, вместо обоев. Хоть какой-то прок от этой бумаги!"


Image Loading... Image Loading... Image Loading...

    Народ в деревне дюже наблюдательный, остроумный, смекалистый и в поэтическом даре ему не откажешь. Об этом говорит хотя бы то, какие имена давал народ покосам, лугам, ручьям и речкам своего родного края.
    Вот например, "Березовая грива", само название говорит за себя – стоят березы-сестрицы на горушке рядком, а их зеленые косы развеваются на ветру, как грива у лихого коня.
    Или вот "Журавлиха": река Сережа по весне разливалась, и на месте разлива образовалась своеобразная пойма – любимое место выгула журавушек.

    А как мелодично прозвали родник - "Мулиниха"! Сюда, как и на "Гремячку" (Гремячий ключ) ходил люд крестным ходом, молить Господа о дожде. Спросите почему "Мулиниха"? Вначале было, скорее всего "Молиниха", а уже потом произошла замена буквы "о" на "у" - или случайно, или из-за местного певучего диалекта, а может и просто с чьего-то остромного языка.
    "Вилейкой" звалась веселая, маленькая речушка, протекающая посреди села; время сделало свое дело, и в настоящее время она превратилась в еле заметный ручеек.

    О многом можно узнать, вдумываясь в названия сельских покосов, только вслушайтесь в эти названия: "Кузнецово поле", "Корыто", "Богдан", "Трубецкая", "Барыня", "Десятины", "Гари", "Язы" (заливные луга у реки Сережи).
    Например, на "Язах" исстари рыбаки ставили специальные перегородки – "морды", в которые после окончания разлива попадала рыба. Скорее всего слово происходит от глагола "вязать", т.к. перегородки вязались рыбаками из обычных прутьев.
    "Десятины" - лесные участки, отмеренные в пользование селян, а "Гари" - выжигаемые под распашку лесные массивы.



    Сборник публикаций "Неизвестные страницы сел и храмов земли нижегородской":
  • Сохранить и передать любовь к Родине
    Оглавление |1|2|3| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz