Подарки всем
Подарки всем
Подарки всем

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты| Новости

Константин ШабашовВ рубрике "Проза земляков"
Константин
Шабашов
Избранное

Публикуется
с разрешения автора
rm-nnov@narod.ru


РОДНИКИ НАШЕЙ ЮНОСТИ

(продолжение)

    Маструшка

    Такое вот замечательное название получил ручей и родник, берущий свое начало у Бакшеевского кордона, примерно в 8 км от нашего села, в глухой лесистой местности. Здесь когда-то располагалось лесничество Октябрьского леспромхоза Чернухинского района. Дороги сюда были только гужевые, да и те были известны лишь местным жителям.

   Рабочие леспромхоза заготовляли древесину, занимались производством полозьев и заготовок для саней, которые поставлялись в колхозы и личные хозяйства области. Здесь же они гнули дуги для упряжи, мочили лыко; именно отсюда поставлялась липовая заготовка для кустарных промыслов, в том числе по производству детских колясок в селе Мотовилово.

   Если быть точным, то родник сформировал несколько ручьев, воды одного и образовывали русло Маструшки, а другого извилистой лентой индивидуально пробивались к реке Сереже.

   Как правило, Маструшкой жители Рождественского Майдана всегда считали ручей, промывший глубокое русло около Крестовского кордона и впадающий в речку Унев. Следует отметить, в засушливые годы Маструшка нередко пересыхала, теряя по пути остатки влаги и полностью обнажая песчаное русло, что говорит о слабости родника.

   Но, все-таки чаще русло ручья Маструшка выглядит совсем иначе – это красивый уголок дикой природы, обрамленный зарослями черемухи, калины, рябины и черной смородины. В окружающем русло ручья лесу много птицы и зверья; здесь, в далеке от шума цивилизации, привольно зайцам, белкам, лисице и кунице, встречаются даже волки.

    Мы идем на «Перделей»

    Название Перделей получил в народе целый лесной массив, а заодно и родник, расположенный в глубоком овраге густого леса в этих местах. Вода в роднике прозрачна, чрезвычайно холодна и безусловно чистейшая. Недаром русло ручья облюбовали лесные строители – бобры.

   Протекая по дну лесного оврага, ручей выходит на открытую местность в районе «Барынского покоса», примыкая к реке Унев. Здесь, на подходе к Уневу, можно заметить многочисленные плотины и запруды, ловко поваленные стволы деревьев и другие приметы жизнедеятельности этих работящих зверьков.

   Я и мой брат Николай нередко охотились в этих местах, но каждый раз с изумлением и уважением наблюдали творения бобрового братства, восхищаясь масштабностью и точным расчетом «строительства».

   Этот небольшой по протяженности участок реки Унев в народе прозвали Барыня. В прежние времена Барыня считалась излюбленным местом летней рыбалки сельских жителей. С бредешком, саком и батагом здесь ловили налимов, щурят, плотву и расположившись у костра варили уху из вкуснейшей рыбы и чай со смородиновым листом, наслаждаясь красотой окружающей природы.

   Здесь же в долине, на заливных лугах произростала сочная трава, которую заготавливали всем миром в покос для колхозного скота. К осени долина всегда была уставлена аккуратными стожками, ожидавшими вывоза по первому снегу. Трудно даже определить в какой период года эти места выглядят красивее.

   О самом названии существует много разных предположений, большая часть которых связана с гибелью проезжавшей по глухим дорогам кареты с барыней. Некоторые утверждают, что карета перевернулась и провалилась в глубокий омут, в других историях можно услышать о том, что экипаж заблудился в снежном буране и все замерзли. Ясно одно, что это название связано с сословным признаком.

   В заключение, надо добавить, что Барыня находится в 7 верстах от села, а старые проселочные гужевые дороги, ведущие к ней постепенно зарастают, скрывая проход от приезжих путешественников. Местность сильно изменилась и после проведения работ по спрямлению русла Унева, который был предпринят с целью превращения заливных лугов в пахотные поля в начале семидесятых годов прошлого столетия. Вообщем многое изменилось.

    Родник «Белый ключ»

    Родник «Белый ключ» - изумительно красивое место, расположенное в середине лесного массива между селами Румстиха и Рождественский Майдан. Здесь в одном из многочисленных оврагов начинает свой долгий путь этот ручей. Русло ручья неглубокое, большей частью из белого песка, но не пересыхает даже в засушливые годы.

   Особенно запомнился красотой участок ручья у Смирновского кордона, где ключ протекает между вековых берез. А по месту и название в народе – «Белый ключ», т.е. ключ среди березового леса. Около Смирновского кордона воды ключа соединяются с ключом Муравьевским и, набирая силу, продолжают свой путь в Унев.

   Завершив охотничий маршрут, мы с братом часто останавливались здесь на отдых, разводили костер, варили нехитрую похлебку перед возвращением в село, до которого оставалось 9-10 верст.

   Рядом с ручьем разместились крупные поляны, на которых издавна ведут покос жители села Крутой Майдан. Разнотравье долины ручья настоящий клад для заготовки сена.

    Родник «Барсучьи овраги»

    Этот родник и ручей известны, пожалуй, только старым охотникам. Родник берет начало в глухом лесу, получившим в народе название «Макрашские стойла» (Макраские стоела), а добраться до него из Рождест-венского Майдана можно по старой гужевой дороге, ведущей в село Малое Терюшево.

   Почему «Барсучьи овраги» догадаться не сложно, здесь облюбовали место для жилья барсуки, хотя, можно встретить и других животных – кабанов, лосей. Тихое безлюдье, достаток корма и воды привлекает сюда разнообразную лесную птицу – глухаря, тетерева, рябчика и куропатку. Другое название, прочно закрепившееся в народе, – «У трех братьев» определилось огромными дубами, окружающими родник.

   Сюда мы с братом Николаем часто приходили охотиться на боровую дичь или просто за лесным орехом, которого в этих местах множество.

    Воды родника из Барсучьих оврагов собираются в небольшой ручей, который изгибась течет в восточном направлении, как и множество остальных, впадая в реку Сережу в районе села Крутой Майдан.

    Можно было бы вспомнить много охотничьих примет, которыми руководствовались старые жители, но сейчас почти все изменилось, заросло мелколесьем, загромождено упавшим сухостоем, уже трудно различить гужевые дороги и тропы нашей молодости.

    Жизнь родников продолжается, а вот людей на селе становится с каждым годом все меньше и меньше. Со сторожилами уходит и история этих мест, о которой мне очень хотелось рассказать.


Родники нашей юности: Начало |1|2|


 Литература

  1. Архивы князей Грузинских // ЦАНО, Нижний Новгород
  2. К.М. Шабашов «Погребинский в Рождественском Майдане»

    Оглавление сборника:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1686
2013
Медицинская информационная группа Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz