Подарки всем
Подарки всем
Подарки всем

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты| Новости

Константин ШабашовВ рубрике "Проза земляков"
Константин
Шабашов
Избранное

Публикуется
с разрешения автора
rm-nnov@narod.ru


РОДНИКИ НАШЕЙ ЮНОСТИ

«Когда по небу плывут белые облака,
память становится чистая,
а годы, пролетевшие как день,
вытягиваются в длинные строчки…»

    Предисловие

    Рождество, Родина, родники, род, родители, родственники – во всем этом есть какая-то связь...
    Село Рождественский Майдан расположено вдоль автодороги Нижний Новгород – Арзамас, в лесистой местности, примерно в 80 км от областного центра и 30 км от города Арзамас.

   Местность эта, ранее носившая название Макрашский Майдан, недаром была выбрана нашими предками для устройства жилища. Здесь в округе и в самом селе жители часто находили источники чистой воды в виде природных родников, обустраивали глубокие колодцы, добывая чистейшую воду подземных рек.

   Каждый родник имеет свое название и историю, которые передавались из поколения в поколение, переплетаясь с цепью событий из далекого прошлого.


Вперед на Перделей

    Рождественский Майдан и его окрестности

    В селе было более десятка питьевых колодцев, но более ценной и полезной всегда считалась вода из природных родников, а их было множество, и некоторые до сих пор готовы утолить жажду усталого путника.
   Хорошо запомнились два сельских родника, а прежде всего, родник «Адамов колодец».

   «Адамов» колодчик находится в самом центре села. Он сам и его изумрудно чистая вода особо отмечались селянами. Сила и напор этого родника настолько велики, что в ограждающем его срубе пришлось сделать отверстие для перепуска воды, которая, сначала по желобу, а потом, образуя небольшой ручей, впадает в речку Вилейку.

   Родник в народе нарекли «Адамов» по имени (прозвищу) моего деда Федора Шабашова, который постоянно следил, обустраивал колодец и перепуск, расположенные рядом с его домом. Дед мой, Федор, был огромного роста и крепкого телосложения, за что, наверное, и получил у деревенского люда подобное прозвище. Сравнение с библейским персонажом деду очень не нравилось и, когда его величали «Адамом», он страшно сердился и даже «матовал».

   Второй обустроенный родник также хорошо известен в селе, его называют «Мирской», а расположен он около церкви, рядом с домом жителя В.М. Луконина. Здесь, как и в «Адамовом» роднике, к поверхности земли выталкивается мощный поток чистейшей целебной воды.

     Родник взят в огромный деревянный сруб размером два на два метра, из которого жители села ежедневно пополняют свои запасы воды для приготовления пищи. В праздник Крещения Господня около колодца проводится молебен, а освещенная церковными служащими вода, разбирается населением и припасается на особый случай. Сюда приходили и здесь собирались «всем миром» оттого и колодец прозвали «Мирским».

   Для отвода большого напора здесь тоже организован перепуск воды через отверстие в срубе колодца. Воды Мирского родника тоненьким ручейком добегают до речки Вилейки, продолжая далее путь через русло Унева к реке Сереже.

   Следует отметить, что вдоль русла Вилейки, скорее всего, и строились дома первых поселенцев. Здесь и сейчас расположен жилой порядок, сохранивший название «Вилейка». Летом в русле ручья-речушки плещутся гуси и плавают утки с утятами, а значит жизнь еще продолжается, а деревня пока не умерла.


    Из окрестных родников наибольшим уважением местного населения пользовался родник «Гремячий», расположенный в начале лесного оврага, выносящего воды строптивого ручья к открытому полю. Свое название родник и ручей получили за характерный громкий звук, издаваемый водой, струящейся среди камушков – опоки самых разнообразных расцветок от белого до ярко оранжевого.

    Любовь и уважением жителей к роднику проявились в его благоустройстве - очистке и углублении, установке сруба. Выбиваясь из глубины земли, бурля воздушными пузырьками, клокочет и бежит по оврагу Гремячий. Пробегая долину, его воды впадают в другой, более сильный ручей, носящий название «Муравьевский ключ».

    Воды Гремячего особенно выручали во время полевых сельскохозяйственных работ. Здесь можно было умыться и утолить жажду в жаркий зной, оставить баклажку с молоком, не опасаясь, что оно прокиснет до обеденного перерыва.

    В семидесятых годах XX века, недалеко от ручья был построен завод по переработке скотобоенных отходов. А воды Гремячего, заключенные в трубы, насосами стали подавать на производственную площадку для промывки биомассы. Не очень трудно догадаться, что подобное решение привело к обмелению Гремячего, а неприятное соседство отразилось в целом на экологии района. Было время, когда воду Гремячего даже перестали считать годной для питья.

    Как говорится в пословице - "не было бы счастья, да несчастье помогло", так и жизнь Гремячего спас распад Советского Союза с последующим кризисом и развалом производства. В середине 90-х завод прекратил свою деятельность, оставив на память жителям бетонную дорожку, ведущую к мрачному кирпичному зданию, и смрадный запах заброшенных отстойников завода.

    Следует заметить, что в довоенные, а впрочем и в более ранние [1], годы воды Гремячего при впадении в Муравьевский ручей подавались по желобам на огромное мельничное колесо. Водяной мельницей заправлял старый дед Сикин и, здесь же, в маленькой комнатушке он проживал со своей старухой до самых последних своих дней.

    Примечание редактора: упоминание о водяной мельнице и ее владельцах присутствует в документах архива князей Грузинских, а следовательно время ее постройки можно отнести к концу XVII века.

    По смерти деда Сикина, еще в довоенные годы, желающих продолжить его нелегкий труд, к сожалению, не нашлось и мельница была разобрана и разрушена, а воды ручьев разошлись по разным руслам, продолжив самостоятельный путь к реке Сереже.

    Не менее важную роль для селян представлял и родник «Казачий» или, как говорят на селе, «Казачий в Подкудринской». Это также очень мощный, незамерзающий родник, красиво расположенный под сенью огромного вяза в овражке, прилегающем к большому полю.

    «Казачий» колодчик, пока остается загадкой, т.к. никто, из ныне здравствующих, не припомнит конкретной истории, определившей бытующее в народе название.

    Крестьяне, во время сельскохозяйственных работ, знали и часто пользовались чистейшей и прозрачной водой из Казачьего родника. Родник всегда обустроен, заключен в небольшой срубец, вода из которого переливом струится по овражку в долину Унева, где впадает в русло Муравьевского ключа.

    В тридцатых годах прошлого столетия здесь располагался маленький заводик по производству черепицы [2], а воды родника использовались для замеса глины и других нужд. Во время войны завод прекратил свою работу и, впоследствии, не восстанавливался. Сейчас уже мало кто помнит и знает о тех событиях.


Родники нашей юности: Начало |1|2|


 Литература

  1. Архивы князей Грузинских // ЦАНО, Нижний Новгород
  2. К.М. Шабашов «Погребинский в Рождественском Майдане»

    Оглавление сборника:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1686
2013
Медицинская информационная группа Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz