Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты| Новости

Константин Шабашов В рубрике "Проза земляков"
Константин
Шабашов
Избранное

Публикуется
с разрешения автора
trust@narod.ru


ВОЗВРАЩАЯСЬ
(продолжение)

    После октября
    После Октябрьской революции жизнь деревни стала меняться, вернулся из плена отец, стало легче управ-ляться с хозяйством, ладилось в сельском хозяйстве. В конце 20-х годов в селе стали организовывать колхоз. Много раз собирались люди на сельском сходе, до хрипоты спорили, наконец порешили быть колхозу и дали ему имя "Смычка".
    По началу в колхоз вступили лишь самые бедные – "безлошадные", а остальные лишь присматривались, но не решались. Процесс этот длился довольно долго, да и то – трудно было сразу отказаться от всего, что нажито своим трудом – лошадей, сельскохозяйственного инвентаря и даже скотины. Поскольку наш сельский народ был тихим и смиренным, то колхоз создали без драки и "захватывающей" борьбы, знакомой многим по совет-ским фильмам, слишком стилизующим историю того периода.

    Помнится в деревне были хорошие организаторы, которые взялись за это дело с большой охотой и непод-дельным энтузиазмом. Общее дело спорилось: сообща ладили общественные постройки - 2 амбара для хра-нения зерна, конный двор, коровник, свинарник и др. сооружения. Вскоре построили клуб и библиотеку, а также помещение для сельского совета и правления колхоза. Вообщем, это действительно было время круп-ных перемен, изменений и зарождающихся надежд на светлую и счастливую жизнь.
    Чуть позже были организованы детские ясли, роддом и сельский магазин – и все своими руками, для себя; да и сами люди стали приветливее и веселее.

    Посреди села возвышалась каменная церковь, где проходили богослужения, и народ, в основном довольно набожный, посещал ее, особенно взрослое население. Церковь была действующей до 1937 года, т.е. почти до самой Отечественной войны. В конце тридцатых годов, местные власти стали усиленно бороться с религи-озными верованиями, изгоняя из сел духовенство и сбрасывая с церквей колокола. Та же учесть постигла и нашу сельскую церковь – попа и дьяка прогнали, а главный колокол сбросили на землю и позднее увезли на переплавку.
    В деревне было много мужчин и женщин, в каждой семье было по 5-8 ребятишек. Дети постарше ходили в начальную школу, которая стояла в центральной части села, на краю, у погоста. В здании школы было всего две комнаты, в которых в одну смену учились 4 класса под присмотром двух учителей. Был даже свой школь-ный городок – турники, лестницы, канат и брусья, все это было сделано руками наших отцов и, как видите, надолго отложилось в памяти.

    Сегодня деревня вымирает, нет в деревне ни одной молодой семьи, нет детей и некого учить. Да и школу-то сожгли «пришлые» люди не один десяток лет назад, в начале 60-х годов. В селе остались постоянно жить немногим больше 15-20 семей, состоящих из пожилых людей – старожилов села, а ведь когда-то было 150 и более дворов с большими семьями.
    Поля зарастают лесом и кустарниками, которые со временем превращаются в непроходимые заросли; даже огороды крестьян покрываются бурьяном. В чем причина такого запустения и безразличия человека к происходящему? Просто жизнь и все живое в деревне умирает, а восстановить ее теперь будет гораздо труд-нее, чем раньше разрушать многовековые уклады.

    Сельское население области в послевоенные годы интенсивно перемещалось в города, а в нашем районе деревни особенно обезлюдели после присвоения городу Арзамасу статуса областного центра. В этот период (1960-1970гг.), проводится активная политика по перебазированию ряда крупных промышленных предприятий города Горького и созданию филиалов заводов в Арзамасе.



    Оглавление сборника:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1775
2002
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz