Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

Image Loading... В рубрике "История"
Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
А.Шабашов

К конкурсу публикаций:
"Неизвестные страницы истории"


Публикуется
с разрешения автора
miga@caravan.ru

(Продолжение)

    Из событий, предшествовавших походу нижегородского ополчения на Москву, А.П.Шикманом приводятся только краткие факты о том, что "восшествия на престол Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев [1605-1606], прим. автора) и Василия Ивановича Шуйского (Боярин Василий Шуйский [1606-1610], прим. автора) не изменили судьбы Пожарского. В 1608 году он был назначен воеводой и разгромил польско-литовский отряд под Коломной.
    В 1609, назначенный воеводой в город Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.
" [2]

    С более подробным описанием этого периода, предшествующего "смуте", можно ознакомиться в уже цитируемом труде И.Забелина: "На другой год он сел в Москве с царем Шуйским в осаде от Тушинского вора. А в 1610 с 8 февраля мы находим Пожарского воеводой в Зарайске. ….Он вместе с рязанцами и коломничами освобождает город Пронск от черкасс, возглавляемых Исаком Сунбуловым, помогая окруженным войскам Прокопия Ляпунова." [1]


    Далее, следуя биографии, князь Пожарский "весной 1611 в авангарде ополчения П.П.Ляпунова ходил в Москву, сражался с польскими войсками гетмана А.Гонсевского, приглашенного боярским правительством ("Семибоярщина"), признавшим польского королевича Владислава русским царем. Отличился во время боев на Лубянке, был тяжело ранен и отвезен в свою суздальскую вотчину." [2]
    И.Забелин, с оговоркой "вероятнее всего", придерживается аналогичного мнения: "Выбирая Пожарского, нижегородцы присылали к нему "многажды". А жил он тогда, изнемогая от ран, в своей суздальской вотчине, в 120 верстах от Нижнего Новгорода" [1]. Но логика исторических событий и факты, приводимые П.И.Мельниковым в статье "Нижний и нижегородцы", не позволяют И.Забелину, как исследователю, полностью исключить возможность пребывания Пожарского и в своей нижегородской вотчине.

    В примечаниях к статье он указывает: "Обыкновенно пишут, что Пожарский в это время жил в селе Пурех (Юрино) Балахонского уезда, верстах в 50 от Нижнего. П.И.Мельников, обозначив это вероятным, сообщает сведения о находящихся там Спасопреображенском монастыре и о разных церковных вещах с надписями, пожертвованных в монастырь сыновьями Дмитрия Михайловича. Между тем в числе вотчин Дмитрия Михайловича о селе Пурех не упоминается.
    Князь Пожарский (по указаниям М.Погодина), израненный, от Троицы был отвезен в село свое Нижний Ландех, расстояние которого от Нижнего действительно равняется указанным в летописи 120 верстам. Но это село по челобитью, верноподданого польскому королю и королевичу Григорья Орлова, было отнято у Пожарского за его измену и отдано челобитчику 17 августа 1611 года, т.е. почти накануне собрания в Нижнем ополчения (См. Собрание государственных грамот, т.2, N267 и N56)".
    Кроме того И.Е.Забелин приводит выдержки из статьи М.Погодина [4] "О месте погребения князя Д.М.Пожарского", вышедшей в Санкт-Петербурге (1852), где сообщается, что родовая вотчина - "село Мугреево лежало на древней (верхней) дороге из Суздаля в Нижний, также в 120 верстах", объясняя тем самым свою позицию в данном вопросе.

    Не ради спора с известными учеными, а с целью более внимательного изучения исторических фактов, позволим привести протокол заседания нижегородского губернского комитета (1868), посвященный вопросу о местонахождении исторических реликвий в землях нижегородских и содержащий описание села Пурех, а также деревень Юрино и Бредово нижегородской губерни.

    "Ближайшее от Балахны, село Пурех; в нем находится монастырь, основанный или облагодетель-ствованный князем Д.М.Пожарским. Церковь этого монастыря, существующая и поныне, основанная по преданию князем, вполне соответствует постройкам времен первых Романовых; одна из двух колоколен выстроена, по преданию, князем Пожарским и надстроена в екатерининские времена длинным восьмигранным барабаном, с острой крышей. Позднейшая надстройка этой части подтверждается и внутренним строением кирпичей и тем, что если ее откинуть, то колокольня получает вид, одинаковый с колокольней архангельского собора в Нижнем, построенной при Алексее Михайловиче; положение ее – на северную сторону, напоминает церковь Грузинской Божией Матери, в Москве – один из самых лучших образчиков времен Алексея Михайловича. Другая соответствующая ей колокольня выстроена лет 20 тому назад".

    "В церкви (села Пурех – прим. автора) хранился прежде стяг Пожарского; теперь, по взятии его в Москву, там находится копия с него; несколько предметов до сих пор напоминают князя: медное паникадило с его именем, вычеканенным вокруг (немецкой работы XVII века), с шишечками, в виде сатировых голов в завитках, и евангелие, приложенное его сыном с собственноручной надписью; его походный киот, обделанный в кожу и несколько церковных книг, отбитых русскими у поляков, из которых одна, как приписано великолепным уставом, была когда-то приложена в Великого Новгорода антониевский монастырь, другая писана с новопечатной (как значится в надписи), при царице-инокине и царевиче (листы с именами вырваны, очевидно, с умыслом), резной крест афонской работы с окладом XVII века, несколько икон XVI века, в том числе св.Димитрия, довольно большая; еще медное кадило XVII века, шитые воздухи и икона, работанные, по преданию, княгиней; небольшая мантийка или воротник, остаток кажется какого-то монашеского убранства, с русской серебряной пуговицей; несколько старинных риз с чисто-русским вышитым узором, поступившим сюда, как видно по форме материи, с кичек и кокошников, резное распятие, работанное по преданию в Киеве, что составляет важное указание на происхождение резных икон в наших церквах и трое царских дверей, из которых двое очень замечательны: одни, в нижней церкви, все покрыты литым оловянным узором в русском стиле XVII-XVIII веков, подложенным раскрашенной слюдой; совершенно также отделаны все иконостасы внутри церкви Василия Блаженного в Москве; их приписывают также князю Пожарскому; вообще употребление слюды, до патриарха Никона, еще покудо не доказано, и всего распространеннее оно было при Петре. Около арки дверей поставлена пара столбиков, оканчивающихся вместо капители рукой (без большого пальца), поддерживающей карниз над дверью, - прием, наверное, очень поздний; другие двери состоят из 6 филенок, покрытых большими кусками слюды, составляющими узор между собой, и закрытыми, по швам, оловянными-же узорчатыми полосками; на слюде нарисован снизу хороший русский узор времен Алексея Михайловича, с очень хорошим подбором красок, но грубовато сделанный; он может быть, прорисован с другого, древнейшего; благовещание и евангелисты вставлены в маленькие киоты, у оловянных дверей с тремя главками; форма их замечательна тем, что с боку, внизу и вверху на них сделаны небольшие выступы, а снаружи они покрыты резной чешуей, - прием, используемый исключительно в нижегородской губернии." [3]

    Указанные факты признаны и современными исследователями, подтверждением чему служат работы ученых Нижегородского государственного Университета им. Н.И.Лобачевского, в которых князь Пожарский упоминается как "ктитор-строитель церкви в селе Пурех для увечных ратников Нижегородского ополчения начала 17 века и Спасского монастыря, каменный собор которого сохранился до наших дней."

    "Не в далеке от Пуреха находятся деревни Бредово и Юрино; в последней, по преданию, была самая усадьба Пожарского (выделено автором). В Бредове, на одном конце деревни, находится высыхающее болотце, носящее до сих пор название Княжий пруд, около которого разбросаны части щебня; тут стоял, по преданию, дом Пожарского, и для музея комитета удалось приобрести, несколько обломков неполированных, или потерявших поливу, изразцов, вырытых на этом месте; по узору, один наверное не древнее времени Алексея Михайловича, другой также подходит к этому времени, но может быть и старше".

    "В Юрине находится старинная деревянная церковь во имя Казанской Божией Матери, построенная, по преданию, Пожарским, что весьма вероятно, так как он, по возвращении из похода, построил церковь во имя этой чтимой иконы в Москве и в своих поместьях. Деревянные церкви, в довольно хорошем виде, уцелели у нас только петровские (кроме дубовых, которых я не видел); церковь-же, о которой идет речь, лежит уже полом на голой земле и вся перекосилась, между тем как старики ее помнят на подклетях, с дверкой за алтарем, в которую они сами мальчишками лазили. Если отнести начало ее разрушения за 50-60 лет назад, то она действительно могла быть построена Пожарским (отцом или сыном). Клирос, остатки от иконостаса и старенькие иконописные царские двери, перенесены, как говорят, из разобранной зимней церкви, того-же времени. Устройство иконостаса интересно тем, что на нем, в виде цоколя, выступает род ларя для церковного имущества, с отверстиями с боку".

    "В юринской церкви хранится еще один детский надгробный камень; он, по работе, до-петровских времен; в чрезвычайно малограмотной надписи на нем, значится, что тут похоронен "лета 7149 (1641) Неофед Тарасьева сын"; следовательно церковь в этом месте тогда уже существовала." [3]


    Сборник публикаций "Неизвестные страницы сел и храмов земли нижегородской"
  • Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
    Оглавление |1|2|3|4|5|6| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz