Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

Image Loading... В рубрике "История"
Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
А.Шабашов

К конкурсу публикаций:
"Неизвестные страницы истории"


Публикуется
с разрешения автора
miga@caravan.ru

(Продолжение)

    Жизнь и дела князя Дмитрия Пожарского в преклонном возрасте, а именно, в последние 10 лет, не нашли отражения в истории государства, являясь постоянным предметом споров и догадок исследователей. В сборнике А.П.Шикмана "Деятели отечественной истории" (1997) этот период жизни помещается в две строки: "Один из богатейших землевладельцев, Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале".[2]

    Некоторые недостающие подробности можно обнаружить в статье С.Долгова "Невозвращенные ценности". Несмотря на то, что в целом публикация посвящена анализу архитектурного развития Москвы в ней нашлось место интересным биографическим фактам: "здание знаменитого Алевиза Нового, выстроенное в 1514-1518 годах, где до постройки на Красной площади Казанского собора (выстроен на средства Д.Пожарского в память об освобождении Москвы в 1612 года, прим. автора) князь Дмитрий Пожарский помещал Казанскую икону Божией Матери, куда шел крестный ход из Кремля. Напротив церкви находился двор Дмитрия Пожарского. В ней князя отпевали в 1642 г., здесь похоронили его сына и внука. При перестройке церкви архитектором Постниковым в 1745-1749 гг. были заново выстроены колокольня и трапезная, от старой церкви осталась только часть стен."


    Не смотря на безоговорочное утверждение А.П.Шикмана о месте захоронения князя Дмитрия Пожарского, позволим привести для читателей отрывок протокола заседания нижегородского губернского комитета от 1868: "Когда разыскивалась гробница князя Пожарского, производились поиски и около казанской церкви в Юрине; наезжала полиция, искали его надгробного камня и это-ли обстоятельство или существовавшее прежде предание тому причиной, но теперь все уверены, что князь похоронен именно здесь, а камень его заброшен, кто говорит в Княжий пруд, кто говорит в самый глубокий омут большого озера при лебедевском заводе, верстах в 15, третьи наконец говорят – в болото; причины этому тоже разные: одни говорят, что юринцы боялись наездов полиции, другие, что они боялись, что у них будет основан монастырь, их отдадут в монастырские; сами юринцы говорят, что камень увезли пуреховские монахи, боясь, что их монастырь, при открытии гробницы Пожарского в Юрине, лишится своего значения. Хотя и нет никакой надежды найти обратившийся в миф камень, но раскопка остатков дома и пруда могла-бы повести к интересным результатам". [3]


    Несколько слов о сегодняшнем дне, упоминаемых в тексте исторических мест и реликвий, дотошный читатель сможет обнаружить воспользовавшись ресурсами информационной сети Интернет.
    Например, в селе Угреево-Никольске (бывшее Мугреево, прим. автора) - родовой вотчине князя Дмитрия Пожарского недавно прошел православный семинар, в котором приняли участие районные власти, педагоги Москвы и Санкт-Петербурга: Здесь по инициативе наставника Ясеневской гимназии города Москвы отца Алексия Сысоева планируется создать “лесную” православную школу, в которой воспитание детей можно было бы проводить “путем полного погружения в ритм церковной православной жизни…

    С чувством разочарования, в публикации "Из путешествия в Суздаль", делятся впечатлениями от посещения родовой усыпальницы княжеского рода Пожарских в Спасо-Евфимьевском монастыре участники туристической поездки по "Золотому кольцу" России: “…вышли к заброшенному монастырю (на схеме города его не нашли)… Кстати, часовню и склеп на их могиле кто-то разрушил в 60-е годы, а на этом месте возвели что-то бетонно-облицованное гранитом, абсолютно не вписывающееся в окружающуюся архитектуру. Впечатлений очень много: посетили Золотую Кладовую, книжную выставку "Сокровища 6 столетий", экспозицию, посвященную Дмитрию Пожарскому. Самое главное- послушали удивительный по красоте и самозабвенности исполнения колокольный звон…"

    И наоборот, с гордостью за земляков каждый может ознакомиться с результатами, действующей в Нижнем Новгороде программы по возрождению храмов: “За последние три года была восстановлена жемчужина Нижнего Новгорода - Рождественская (Строгановская) церковь. Она считается выдающимся образцом "русского барокко", практически не имеющим равных в русской архитектуре по богатству белокаменной резьбы. В ближайших планах - реставрация еще нескольких церквей города. Реставраторами воссоздан первоначальный облик уникального памятника деревянной архитектуры XVII века - Казанской церкви в селе Юрино Балахнинского района. Ее построил национальный герой Дмитрий Пожарский."

    "Ведутся активные реставрационные работы в Макарьевском Желтоводском монастыре. Восстановлена его шатровая колокольня XVII века. В усадьбе старшего сына поэта А.С.Пушкина в селе Львовка отреставрирована деревянная церковь Александра Невского, построенная в начале XX века. Реставрации подлежит и самая древняя из сохранившихся на территории области деревянных церквей - Воскресенская церковь, датируемая 1652 годом. ( по материалам газеты "Новгородские новости")

    А из статьи Е.Мартовой "Исторический музей возвращается к людям" можно узнать, что почетное место в новой экспозиции "Реликвии истории Государства Российского", подготовленной старейшим московским музеем, среди 400 величайших раритетов займет сабля князя Дмитрия Пожарского из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями.


В публикации использованы материалы:
  1. Забелин И.Е. "Минин и Пожарский. Прямые и кривые в смутное время" М.,1999
    (репринтное издание 1872 года)
  2. Шикман А.П. "Деятели отечественной истории" // Биографический справочник. Москва, 1997
  3. Протоколы заседаний нижегородского губернского статистического комитета, Н.Новгород, 1868
  4. М.Погодин "О месте погребения князя Д.М,Пожарского", СПб, 1852, стр.28
  5. Скрынников Р.Г, "Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени" М., 1981
  6. Эскин Ю.М. "Дмитрий Пожарский" // Вопросы истории 1976, N8
    Сборник публикаций "Неизвестные страницы сел и храмов земли нижегородской"
  • Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
    Оглавление |1|2|3|4|5|6| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz