Народное деревянное зодчество приволжских районов Нижегородской области всегда
отличалось высокими художественными достоинствами и ярко выраженным своеобразием.В нем с исключительной силой
проявил себя строительный гений русского народа. Его мастера, следуя вековым традициям
русской народной архитектуры, внесли в то же время много нового в приемы строительства и декоративного
убранства зданий.
С одной стороны, здесь и в XIX веке, продолжали развиваться установшиеся в течение
многих столетий плановые схемы, вполне удовлятворявшие потребности крестьянской семьи; с другой стороны,
происходили коренные изменения в конструктивной системе покрытия здания: покрытие с бревенчатым фронтоном
сменялось технически более совершенным покрытием на стропилах.
Развивая традиции русского народного зодчества, народные мастера
соединяют в живописном ансамбле жилые и служебные постройки, последовательно осуществляя свои замыслы до
самой мелкой архитектурной детали. В то же время они привлекают новые мотивы декоративной обработки зданий и,
свободно творчески перерабатывая их, сливая с традиционными формами народного орнамента, создают оригинальные
образцы декоративного убранства.
Высокая художественная культура, отличающая народное зодчество бывшего нижегородского
Поволжья, делает его весьма ценным для советской архитектурной науки и практики. Особенно интересны памятники
крестьянского зодчества Нижегородской (Горьковской) области своим декоративным убранством.
Резной декор, так называемая "глухая резьба", стал неизменным спутником архитектуры
крестьянского жилья почти на всем протяжении XIX века. В сочной резьбе, выполненной с большим вкусом
и тонким декоративным чутьем, сказались присущие русскому народу любовь к красочности и нарядности,
декоративная изобретательность, художественный такт.
В сооружениях народных мастеров приволжских районов Нижегородской (Горьковской)
области можно увидеть органичное слияние архитектуры и резного декора. Виртуозное мастерство резчиков
позволяло им создавать высокохудожественные произведения декоративного искусства.
Мы с полным правом можем рассматривать памятники народной архитектуры
как ценнейшие образцы подлинного синтеза архитектуры и резного декора. Объемная, богатая светотенью
архитектура бревенчатых домов хорошо гармонирует с глубокой резьбой, выявляющей композиционные и тектонические
особенности архитектуры крестьянской избы и обогащающей ее простые формы.
Тесная связь резного декора с композицией дома в целом и с каждой отдельной архитектурной формой,
подчинение орнаментальных композиций тектонике сооружения, чувство меры, которым отличаются
лучшие композиции народных мастеров, творческая свобода и изобретательность, проявляемые ими при использовании
орнаментальных мотивов городской классической архитектуры, умение максимально использовать художественные
свойства материала и, наконец, высокое мастерство выполнения резного декора, - все эти
черты представляют для советской архитектуры большой научный и практический интерес.
Архитектура народного жилища приволжских районов Нижегородской
(Горьковской) области на протяжении XIX века подверглась значительным изменениям. Этот период в народном
зодчестве характеризуется тем, что черные избы были почти полностью заменены белыми, а маленькие
"волоковые" окна [1], нередко служившие для выхода дыма при топке по-черному, постепенно были
вытеснены большими косящатыми окнами, пропускающими в помещение больше света.
Одновременно происходили изменения и в приемах строительства крестьянских
жилых домов. Древняя тяжелая конструкция покрытия с фронтонами из бревен "самцов" и врубленными
в них продольными жердями "слегами" под влиянием городского строительства заменяется
более легкими стропильными конструкциями.
В связи с этим архитектура главного фасада дома и его
декоративное убранство получают новое композиционное выражение.
Исчезают выносы повальных бревен (выступающие концы бревен верхних венцов сруба),
"причелины" (доски, прикрывающие торцы слег) и их характерные декоративные свесы "полотенца". Фронтон,
который не составляет теперь уже одного целого со стеной, отрезается от нее карнизом в том месте,
где кончается стена и начинается дощатое заполнение тимпана фронтона.
Резьба, которая раньше украшала "причелины", "полотенца", выносы повальных бревен,
теперь размещается на карнизах фронтона, на фризовой доске и на оконных наличниках.
В XIX веке широкое распространение в центральных районах
Поволжья получила "глухая" резьба, которой народные мастера украшали свои постройки. И бывшая Нижегородская
губерния явилась центром развития этого замечательного народного мастерства.
Примечания
"Волоковые" окна - горизонтальные прямоугольные отверстия, прорубавшиеся в толще двух рядом
лежащих бревен и закрывавшиеся деревянными задвижными заслонками. Рассматриваемые в работе небольшие окна, которые
условно будут называться "волоковыми", являются развитием данного типа. Они сохранили общие размеры "волоковых"
окон, но в них уже отсутствуют деревянные задвижные заслонки, они остеклены и имеют наличники.