Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

"Из серии "Памятники русской архитектуры"
под редакцией Д.П.Сухова и П.Н.Максимова
В разделе:
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
по материалам Н.А.Ковальчук



Деревянное зодчество

   Народное деревянное зодчество приволжских районов Нижегородской области всегда отличалось высокими художественными достоинствами и ярко выраженным своеобразием.В нем с исключительной силой проявил себя строительный гений русского народа. Его мастера, следуя вековым традициям русской народной архитектуры, внесли в то же время много нового в приемы строительства и декоративного убранства зданий.
   С одной стороны, здесь и в XIX веке, продолжали развиваться установшиеся в течение многих столетий плановые схемы, вполне удовлятворявшие потребности крестьянской семьи; с другой стороны, происходили коренные изменения в конструктивной системе покрытия здания: покрытие с бревенчатым фронтоном сменялось технически более совершенным покрытием на стропилах.

   Развивая традиции русского народного зодчества, народные мастера соединяют в живописном ансамбле жилые и служебные постройки, последовательно осуществляя свои замыслы до самой мелкой архитектурной детали. В то же время они привлекают новые мотивы декоративной обработки зданий и, свободно творчески перерабатывая их, сливая с традиционными формами народного орнамента, создают оригинальные образцы декоративного убранства.
   Высокая художественная культура, отличающая народное зодчество бывшего нижегородского Поволжья, делает его весьма ценным для советской архитектурной науки и практики. Особенно интересны памятники крестьянского зодчества Нижегородской (Горьковской) области своим декоративным убранством.

   Резной декор, так называемая "глухая резьба", стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья почти на всем протяжении XIX века. В сочной резьбе, выполненной с большим вкусом и тонким декоративным чутьем, сказались присущие русскому народу любовь к красочности и нарядности, декоративная изобретательность, художественный такт.
   В сооружениях народных мастеров приволжских районов Нижегородской (Горьковской) области можно увидеть органичное слияние архитектуры и резного декора. Виртуозное мастерство резчиков позволяло им создавать высокохудожественные произведения декоративного искусства.

   Мы с полным правом можем рассматривать памятники народной архитектуры как ценнейшие образцы подлинного синтеза архитектуры и резного декора. Объемная, богатая светотенью архитектура бревенчатых домов хорошо гармонирует с глубокой резьбой, выявляющей композиционные и тектонические особенности архитектуры крестьянской избы и обогащающей ее простые формы.
   Тесная связь резного декора с композицией дома в целом и с каждой отдельной архитектурной формой, подчинение орнаментальных композиций тектонике сооружения, чувство меры, которым отличаются лучшие композиции народных мастеров, творческая свобода и изобретательность, проявляемые ими при использовании орнаментальных мотивов городской классической архитектуры, умение максимально использовать художественные свойства материала и, наконец, высокое мастерство выполнения резного декора, - все эти черты представляют для советской архитектуры большой научный и практический интерес.

   Архитектура народного жилища приволжских районов Нижегородской (Горьковской) области на протяжении XIX века подверглась значительным изменениям. Этот период в народном зодчестве характеризуется тем, что черные избы были почти полностью заменены белыми, а маленькие "волоковые" окна [1], нередко служившие для выхода дыма при топке по-черному, постепенно были вытеснены большими косящатыми окнами, пропускающими в помещение больше света.
   Одновременно происходили изменения и в приемах строительства крестьянских жилых домов. Древняя тяжелая конструкция покрытия с фронтонами из бревен "самцов" и врубленными в них продольными жердями "слегами" под влиянием городского строительства заменяется более легкими стропильными конструкциями.

   В связи с этим архитектура главного фасада дома и его декоративное убранство получают новое композиционное выражение.
   Исчезают выносы повальных бревен (выступающие концы бревен верхних венцов сруба), "причелины" (доски, прикрывающие торцы слег) и их характерные декоративные свесы "полотенца". Фронтон, который не составляет теперь уже одного целого со стеной, отрезается от нее карнизом в том месте, где кончается стена и начинается дощатое заполнение тимпана фронтона.
   Резьба, которая раньше украшала "причелины", "полотенца", выносы повальных бревен, теперь размещается на карнизах фронтона, на фризовой доске и на оконных наличниках.

   В XIX веке широкое распространение в центральных районах Поволжья получила "глухая" резьба, которой народные мастера украшали свои постройки. И бывшая Нижегородская губерния явилась центром развития этого замечательного народного мастерства.


   Примечания

   "Волоковые" окна - горизонтальные прямоугольные отверстия, прорубавшиеся в толще двух рядом лежащих бревен и закрывавшиеся деревянными задвижными заслонками. Рассматриваемые в работе небольшие окна, которые условно будут называться "волоковыми", являются развитием данного типа. Они сохранили общие размеры "волоковых" окон, но в них уже отсутствуют деревянные задвижные заслонки, они остеклены и имеют наличники.


    Раздел "Вот приедет":


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1775
2010
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz