Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

"Из серии "Памятники русской архитектуры"
под редакцией Д.П.Сухова и П.Н.Максимова
В разделе:
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
по материалам Н.А.Ковальчук



Деревянное зодчество

   Интересно отметить то внимание, с которым народные мастера относились к размещению сооружения и в связи с этим к его архитектурной композиции.
Въезд в деревню Черная со стороны Балахны
   Дом Коротковых стоит на развилке двух дорог при въезде в деревню. В композиции дома мастер учел особенности его расположения и ведущее значение в деревне.
   Это монументальное сооружение встречает подъезжающих к деревне своим главным фасадом. Далее дорога расходится; одна ее ветвь, основная, тянется вдоль оврага, в глубине которого протекает речка Черная, а другая, второстепенная, идет параллельно ей через всю деревню.

   Мастер разработал архитектуру бокового фасада, выхо-дящего на главную дорогу, с таким же вниманием, как и главный фасад. На этой стороне помещено богатое резное крыльцо, имеются ворота во двор, украшенные, как и ворота главного фасада, растительным орнаментом. Баня играет в композиции бокового фасада ту же уравновешивающую роль, что и кладовая со стороны главного фасада. Основной же объем двора, выходящий на второстепенную улицу, решен очень просто, в виде сплошной стены без применения декоративных порезок.

   Немногочисленность композиционных и конструктивных приемов, применявшихся строителями крестьянских жилых домов, была следствием долгого, производившегося поколениями мастеров, отбора лучших приемов, которые стали общепринятыми и повторялись, постепенно совершенствуясь и видоизменяясь, в течение десятилетий. Это делает понятным, почему такие дома обладают исклю-чительной продуманностью и законченностью не только в отношении их практической целесообразности, но и в отношении композиционной обоснованности, которой проникнуты расположение дома, двора, а также пропорции целого и частей.

   В частности, нельзя не отметить того значения для цельности, масштабности и образной выразительности зданий, которое имеют сочетания "красных" и "волоковых" окон в более старых избах, размещение наибольшего количества окон во вторых этажах двухэтажных изб при более массивном подклете и ассиметричное расположение входа и въезда во двор, подчиняющие его фасаду дома.

   Изменения, происшедшие в течение XIX века в архитектуре народного жилища Горьковской области, - изменение конструкции крыши и увеличение количества "красных" окон не только были шагом вперед в техническом и функциональном отношении, но и сделали фасады новых изб более живописными и непринужденными, особенно в пятистенных избах с их ассиметричными группами окон.
   Народные мастера, создавая внешнюю архитектуру дома, не оставляли без внимания и его внутреннее убранство. Дом Коротковых является ярким примером такого единства архитектуры внешнего объема сооружения и его внутренних помещений. Монументальному характеру сооружения вполне отвечают крупные формы архитектуры интерьера и добротная мебель, украшенная рельефной резьбой.

   Выше уже указывалось, что мастер применял такую выразительную архитектурную форму, как резная колонка, не только в композиции наружной архитектуры (крыльцо), но и в композиции дворовых сооружений, где имеется обходная галерея, и в архитектуре интерьера - в частности в перегородке, отделяющей место приготовления пищи от остального помещения.
   Иной характер имеют обрамления входов в чуланы на втором этаже дома. Здесь применены широкие пилястры с крупными капителями, которые поддерживают небольшие украшенные порезками фронтоны.

   Большой интерес представляет мебель в доме Коротковых. Две резные кровати, монументальная скамья с очень простым и в то же время выразительным рисунком спинки из перекрещивающихся брусков, наконец, шкаф и резная божница дают полное представление о высоком искусстве народных мастеров и в отношении мебели.
   Кровать, которая находится на первом этаже, выглядит простой, без претензий на богатство. Она невысока - высота спинки достигает 79 см, наибольшие размеры по периметру составляют 186х82 см. Декоративная обработка этой кровати, несмотря на ее относительную скромность, отличается большими художественными достоинствами и в то же время отвечает требованиям практического удобства.
   Высокая стенка по узкой стороне, обработанная волютами, так же необходима, как и вырез в ограждении по длинной стороне кровати. "Выемчатая резьба" [4] отличается тонкостью проработки.
   Очень хорошо вяжется со всем обликом крестьянского жилища декоративный мотив веток с тремя листками на концах. Компонуя ветви в определенных ритмах, придавая им различные направления, резчик сумел создать простой, красивый орнамент, подчинить его конструктивной форме.

   Кровать на втором этаже дома Коротковых значительно параднее. В то время, как первая в какой-то степени кажется низкой и узкой, эта короче, шире и выше. Высота спинки равняется 108 см, периметр 174х108 см. Все мотивы декора, как растительные, так и геометрические, выполнены в высоком, сочном рельефе и вполне отвечают общему монументальному характеру кровати.

   Скамья, в отличие от кровати, почти совсем лишена растительного орнамента, если не считать условной резьбы по бокам спинки. Однако она подкупает своими простыми и мощными формами. Композиция скамьи асимметрична. Мастер в данном случае трактовал художественную форму в зависимости от особых условий местоположения скамьи. Она располагается вдоль внутренней стенки дома и одним своим концом упмрается в угол, где стоит божница. Мастер заканчивает спинку скамьи, не доходя до угла и освобождая, таким образом, место для установки божницы. В результате все элементы свободно размещаются в пространстве, не мешая друг другу и увязываясь в единую композицию.
   Вполне отвечает характеру всей мебели в доме Коротковых шкаф, находящийся на втором этаже. Он имеет довольно большие размеры: его высота достигает 2,5 метра. Здесь применен прием контраста между простой, лишенной украшений поверхности шкафа и его пышным декоративным венчанием. Две мощные орнаментированные волюты образуют живописный силуэт. Плоскость, заключенная между этими волютами и карнизом шкафа, также покрыта сочной резьбой, построение которой полностью подчинено характеру основного силуэта.

   Божница в доме Коротковых представляет собой в декоративном отношении самый богатый элемент убранства интерьера избы. Она занимает видный "красный" угол дома против входа. Вся божница почти сплошь покрыта разнообразным тщательно выполненным резным орнаментом. Только стволы колонок, поддерживающих фриз и фронтон божницы, да торцовая доска выдвижного ящика не имеют резьбы и служат как бы спокойным фоном для орнаментального убора.


   Примечание

   "Выемчатая резьба" - более древняя по происхождению, чем глухая рельефная резьба, носит характер отпечатка резьбы рельефной, ее формы.


    Раздел Вот приедет...:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1775
2010
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz