Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

"Из серии "Памятники русской архитектуры"
под редакцией Д.П.Сухова и П.Н.Максимова
В разделе:
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
по материалам Н.А.Ковальчук



Деревянное зодчество

   Резной декор играет важную роль в архитектуре крестьянского жилища приволжских районов Горьковской области. Выполненный техникой "глухой" барельефной резьбы и приближающийся, по-существу, к деревянной скульптуре, этот орнамент помогает народным мастерам придавать жилью особую уютность и теплоту.

   Орнамент отличается разнообразием мотивов и совершенством исполнения. В нем наряду с мотивами, навеянными местной флорой, можно видеть и подобие фантастических зверей, выполненных в каменной резьбе на стенах храмов XII-XIII века во Владимире и Юрьеве-Польском, и переработку классических архитектурных декоративно-скульптурных форм, пришедших в деревни Поволжья из городской каменной архитектуры XVIII-начала XIX века, и из резьбы, украшавшей деревянные суда, в постройке которых принимали участие приволжские плотники.
   Акант, ионики, модульоны и розетки украшали такие детали, как карнизы, ко времени появления их в крестьянских избах уже вполне развившиеся в городской архитектуре XVIII-начала XIX века. Изображения зверей и растительный орнамент располагаются во фризах, на воротах и оконных наличниках.

   Многочисленные мотивы геометрического и растительного орнамента сочетаются с изображениями всевозможных "фараонок", львов, сиринов, райских птиц, отличающимися фантастичностью и декора-тивностью.

   Широкое распространение получили надписи и даты, которыми народные мастера любили украшать свои постройки, иногда включая в них и свое имя. Благодаря этому обычаю стало возможным установить основные этапы развития архитектуры народного жилища Поволжья, а также выявить имена отдельных мастеров среди того бесчисленного множества безвестных зодчих, которые создавали замечательные памятники деревянного зодчества на берегах великой русской реки.
   Среди этих имен наибольшей известностью пользовались в свое время Е.С.Зиринов, С.Д.Удалов, М.Малышев, Г.Кокуркин, Молев, Скобликов, Гунин и другие. Творчество этих мастеров заслуживает особого изучения.

   Вместе с постепенным усложнением и все большим обогащением резьбой архитектурных форм происходил одновременный рост мастерства резчиков. Самые сложные декоративные мотивы выпол-нялись ими с бесподобной легкостью. Народные мастера создали огромное количество самобытных мотивов орнамента, но даже в тех случаях, когда они использовали известные мотивы классического декора, они вносили в них ту свободу трактовки и исполнения, которая заставляет эти мотивы жить новой жизнью, волнует новым, неожиданным содержанием.

   Несмотря на постоянное проявление индивидуальности в творчестве народных мастеров и разнообразие архитектурных форм и декора, необходимо отметить то стилевое единство, которое характерно для всех памятников народного зодчества приволжских районов Горьковской области первых трех четвертей XIX века. Это единство обусловлено повторяемостью схем объемно-пространственных композиций и единством приемов и мотивов декоративной обработки.
   В своих композициях народные мастера добивались органического единства резного декора и архитектуры. Органичность включения декора в архитектуру народного жилища объясняется не только единством материала и техники исполнения резьбы и архитектурных форм, но также, и главным образом, тем, что народные мастера полностью подчиняли композиции сооружения его орнаментальное убранство.

Капитель столба ворот в доме Сизовых

   Мастера уделяли основное внимание украшению тех частей зда-ния, которые являются одновременно и его основными компози-ционными элементами. Фронтоны, фризы, наличники окон и две-рей, ворота - все это покрывалось глухой резьбой, обогощавшей простые архитектурные формы жилища и выявлявшей его тектонику. При этом работающие части здания - вереи ворот и карнизы - покрывались резьбой, имеющей сравнительно неглубокий рельеф; более рельефна и глубока резьба на фризах и в тимпанах фрон-тонов; в оконных наличниках иногда применялась и сквозная резьба.
   Так в руках народного мастера декоративная резьба становится средством выявления композиционной сущности сооружения.

   Более того, декоративная резьба способствует усилению впечат-ления живописности и уюта, производимого крестьянскими жилыми домами Поволжья; это впечатление во многом зависит от резных украшений и от контраста между ними и монументальностью рубленых стен.

   На фотоснимке справа:
   резьба капителя столба в доме Сизовых в деревне Черная Маза Лысковского района.

   Хозяйственные постройки приволжских районов Горьковской области представляют не только этно-графический, но и художественный интерес. Талантливые зодчие, строившие замечательные жилые дома, с большой ответственностью и большим художественным тактом подходили и к возведению служебных построек.
   Строгость и традиционная повторяемость форм служебных построек при весьма незначительном при-менении резных украшений не мешали создавать сооружения, отличающиеся высокой художественной выразительностью.

Колодец

   Среди хозяйственных сооружений народного зодчества Поволжья встречаются разнообразные типы амбаров, бань, мельниц, колод-цев и кузниц.
   Некоторые из этих сооружений могут быть с полным основанием отнесены к законченным художественным произведениям и войти в историю русской архитектуры как выдающиеся памятники народного зодчества.




    Раздел Вот приедет...:


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1775
2010
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz