Вместе
c Российской Газетой
В рубрике
"Публикации в СМИ"

Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

Копирование и воспроизведение данных материалов без письменного разрешения запрещено
Нарушения преследуются по закону РФ - Medical Information Group © 2000




Редакцией сервера приводятся два варианта публикации:
сокращенный, опубликованный в РГ N148 (2760) и авторский

© Е.Арсюхин
"СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ НАМОЛИТСЯ НА ИНТЕРНЕТ"
Публикация в "Российской Газете" N148 (2760) 4 августа 2001

    Церковь в селе Рождественский Майдан, что в Нижегородской области, стала первым сельским храмом, рискнувшим обосноваться в "мировой паутине" Интернета. Многие обитатели этого и окрестных сел лишь из компьютера узнали, какой богатой была история края, где им выпало родиться и жить.

    У "церковного начальства" и Патриархии, есть, конечно, свой сайт в Интернете, но нижегородские селяне первыми додумались, безо всякой инициативы со стороны иерархов, сделать виртуальную страничку (www.trust.narod.ru) рядовому храму в глубинке, да еще и полуразрушенному. А началось все с того, что с руин храма кто-то украл последний колокол. Подогнали ночью подъемный кран, и сконцами. Инцедент возмутил селян и подвигнул их к решительным действиям.
    Из храма изгнали овец, которые устроили в руинах пастбище и стойбище, сколотили самодеятельную бригаду - решили церковь восстановить. А еще позвонили в Москву своему земляку Александру Шабашову, который с компьютером на "ты", - и храм, разрушенный в жизни, ожил в сети. Старики, ворочая лопатами, судачили об Интернете и не верили, что о них теперь узнает весь мир.

    Но мир узнал. Храмом вдруг озаботились мэр районного центра - города Арзамаса - Сергей Метла, руководители, да и просто рабочие окрестных предприятий, администрация местной базы отдыха "Мечта". К церкви зачастили паломники.

    Поначалу авторы сайта ставили перед собой весьма прагматичную цель - через сеть собрать немного денег для церкви. Но постепенно проект вылился в полноценный исторический ресурс. На сайте создали летопись села. Здесь публикуются факты, не известные даже специалистам-историкам. Не случайно проектом заинтересовались ученые из Нижегородского государственного университета. И даже сельскому кладбищу нашлось место: кликая мышкой, можно побродить среди могил, прочитать надписи на плитах, узнать биографии тех, кто жил и похоронен в Рождественском Майдане.
    А деньги...С помощью Интернета удалось собрать чуть больше 30 долларов, но эта сумма дорогого стоит. Скажите, ну с чего жителям Иркутска, Челябинска, Самары или Кременчуга жертвовать на восстановление церкви в селе, где, возможно, и побывать-то никогда не придется? А вот жертвуют.

    Между тем "реставрационный" сезон в разгаре и дела мирские берут за горло. Предки строили на совесть, и на восстановление второго престола и роспись нужно где-то найти 35-40 тысяч долларов. Еще надо отлить колокол, как прежний, весом 50 пудов и 1,2 метра по "юбочке". Льют колокола нынче в том же Арзамасе-16 (где недавно в подарок московскому мэру сделали точную копию Царь-пушки), Воронеже, Москве, Великом Новгороде, на Украине, но чаще почему-то предпочитают заказывать в Германии. Стоит многотонное чудо, изготовленное по древней технологии, около 7 тысяч долларов. Да еще пять малых колоколов на звоницу потянут на полторы тысячи "зеленых". Соберут ли такие деньги в селе, где одни старики остались?

    Да соберут, наверное. Нестандартный шаг, на который отважились селяне, показывает, что они истинные нижегородцы, люди хваткие, решительные. Недаром их сайт, сделанный руками селян без копейки денег, получился куда ярче, чем иные претенциозные "просветительские" проекты, на которые уходят тысячи долларов из всевозможных фондов.

Евгений Арсюхин, Москва


© Е.Арсюхин
"ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ВЫБИРАЕТ СВОЙ ПУТЬ В РУНЕТ"
Авторский (первоначальный вариант) 20 июля 2001

    Церковь села Рождественский Майдан Арзамасского района Нижегородской области можно назвать первым сельским храмом, рискнувшим выйти в виртуальное пространство сети Интернет. Сайт, обосно-вавшись в "мировой паутине", по прошествии года, превратился в популярный православный историко-литературный проект. А для многих посетителей-земляков, и особенно молодежи, представленная на сервере информация, стала пожалуй единственной возможностью узнать, какой богатой была история края, где им выпало родиться и жить, научиться гордиться своим прошлым.

    Сейчас уже трудно вспомнить кто первый из селян 2 года назад сказал: "надо восстанавливать храм", но идея эта была поддержана на сходе всеми без исключения: старожилами и молодежью, работниками ближайшего к селу дома отдыха "Мечта" и давно переехавшими в большие города земляками.
    Каждый старался помочь чем мог - кто руками, кто советом и дело, хотя и медленно, но сдвинулось с места. Начали восстанавливать подъездные пути и водоотвод, укреплять фундамент, устранять появив-шиеся за сотни лет трещины. А в результате "смычки" города и села, год назад в РУНЕТ появился неболь-шой информационный листок с обращением о помощи в деле восстановления православного храма, выполненный земляками из Москвы.
    Старики слышали про Интернет по телевизору, но представить, что о селе могут прочитать где-нибудь в других городах, а может быть других странах они не могли. Для них это было слишком сложно и напоминало фантастические фильмы.

    Пересказывать подробно историю края, села и Храма Рождества Христова в данной публикации мы не имеем возможности, к тому же любопытный читатель всегда сможет ознакомиться с ней в Интернете по адресу: http://www.trust.narod.ru, но вспомнить основные и наиболее интересные моменты истории нам придется, чтобы понять этих простых сельских жителей, решившихся взяться за столь сложное дело в это нелегкое время.

    Первые упоминания о поселении и церкви относятся ко второй половине XVIII века -1775 году, более поздние к середине XIX, когда по одной из версий, на месте деревянного был выстроен каменный храм, а само село было переименовано в честь этого события из Макрашского в Рождественский Майдан.
    Храм имел два престола - центральный в честь Рождества Христова и правый - в честь святителя Николая Чудотворца. Роспись стен и сводов была выполнена опытными местными мастерами и поражала теплотой и естественностью красок.
    Долгое время Храм Рождества Христова являлся источником духовной культуры и единения верующих не только села Рождественский Майдан, но и окрестных деревень - Криуша, Румстиха, Салалеи и Вол-Майдан, его пощадили революции и войны, служба в нем проводилась даже в советское время, вплоть до 1947 года, когда храм был окончательно закрыт в связи с аварийным состоянием и превратился сначала в склад, а потом в загон для мелкого скота.

    Вообщем его история мало чем отличается от историй сотен других православных церквей России периода "воинствующего" атеизма: уехавший в неизвестном направлении батюшка, сброшенный перед войной и увезенный местными властями на переплавку для хозяйственных нужд главный колокол, упрятанная прихожанами по домам и частично вывезенная в другие храмы области церковная утварь и иконы, осыпающаяся от сырости и ветров роспись.
    Последним напоминанием о когда-то известном храме оставался малый колокол, который жители использовали для извещения о пожаре. Но пару лет назад некие предприимчивые молодые люди подогнали ночью к развалинам подъемный кран, и завершили начатое "в революционном порыве" дело, а по-просту говоря украли последний колокол, с прибылью продав его, по слухам, в другом селе. Наверное именно этот случай переполнил "чашу терпения" и заставил селян по-другому взглянуть на свою жизнь, свое село, свои традиции. За отсутствием на селе другой власти, деревенским сходом был выбран староста православной общины - Николай Шабашов, и поручение ему дано - порядок навести и храм возродить.

    Что могли делали своими силами: по выходным, организовав строительную бригаду, выносили скопив-шийся мусор и вычищали тонны овечьего навоза из святых стен, расчищали подъезды, ремонтировали главный вход и пристрой. Объявили сбор средств, но много ли соберешь с пенсий и пособий стариков? Ведь нужна техника, материалы.

    Помощь пришла неожиданно, поддержку землякам оказали: мэр Арзамаса - Метла Сергей Трофимович, рабочие и руководители промышленных предприятий города, администрация базы отдыха "Мечта".
    Общими усилиями уже к лету 2000 года удалось подготовить главный престол к проведению службы, в церковь стали приносить спрятанную и хранимую верующими утварь, иконы. Слухи об открытии храма разнеслись по области как ветер, к церкви зачастили паломники, приходили и приезжали люди, некоторые оставались и организовывали рабочие бригады.

    А одновременно с реальным храмом день за днем рос и развивался его виртуальный двойник. И если в жизни реконструкция Храма Рождества Христова пока еще далека от завершения, то в Интернете этот проект уже давно вышел за узкие рамки "дневника реконструкции" и представляет собой информационный сервер широкой тематики (рук. проекта А.Шабашов).
    Устанавливая перед собой в начале работы над проектом весьма прагматичную цель - попытаться найти в информационной сети спонсоров и просто добрых, отзывчивых людей, собрать немного денег для реконструкции храма, разработчики сами не заметили как их увлекла идея создания исторической летописи, поиска и открытия неизвестных фактов, описания и анализа событий давно прошедших лет.

    Рос творческий коллектив, к работе присоединились историки-краеведы из Нижегородского государст-венного Университета (к.и.н. Ф.Дорофеев и др.), земляк-писатель А.Злобин из села Глухово Дивеевского района, одна за другой открывались новые рубрики, появились первые интервью и уникальные фотоматериалы, объявлен конкурс на лучшую публикацию "Неизвестные страницы истории сел и храмов нижегородской области", да всего и не перечислишь… Нашлось место на сервере и сельскому кладбищу, где можно, кликая мышкой, побродить между могил, прочитать надписи на плитах, узнать краткие биографические данные.

    А деньги… Конечно нашлись добрые люди, причем изо всех уголков России, и из-за рубежа. И хотя всего за время работы проекта с помощью Интернет удалось собрать немногим больше 30 долларов, эта скромная сумма дорогого стоит. Скажите, ну с чего жителям Иркутска,Челябинска и Холмска, Самары и Кременчуга, жертвовать на восстановление рядового храма в селе, где, возможно, и побывать-то никогда не случится? А вот жертвуют.
    Но намного важнее, другой результат проекта. Благодаря технологиям Интернет жители области и самого села узнали много нового об истории своих мест. Этому не учат в школах, где на страницах учебников фигурируют сплошь великие битвы и личности мирового масштаба. А что творилось рядом, на нашей улице? Последний раз о селе Рождественский Майдан писали аж в 1887 году. Спору нет, на беду или благо, эта деревня не побывала в центре мировых событий. Но история этого местечка, услышанная мной при встрече со старшим братом старосты села - Константином Шабашовым, оказалась яркой и захватывающей.

    Оказывается, эти места издревле были притоном разбойников, среди которых особой лютостью выделялся мордвин Суроват. На его счет губернатор Нижнего издал даже особый указ, разбойника поймали и казнили. Загадочной стариной веет от поведанного мне предания о богатой барыне, которой вместе со всем своим добром пришлось ехать на карете здешними дорогами, увязнуть и утонуть в болоте. Говорят, в трясину засосало немало сокровищ, да так накрепко, что даже колеса от кареты не нашли, а место так стали назвать Барыньским ключом.
    А в век просвещенной Екатерины задумали крестить окрестную мордву, да бороться со старообрядцами, строили здесь православные храмы, а через дремучие леса и поля мордовские был проложен почтовый тракт. И неслись по тракту, обсаженному по распоряжению Екатерины через равные промежутки березами, почтовые тройки от Нижнего Новгорода до самого Арзамаса. Березы нынче умирают - от выхлопных газов и от старости, а ведь они, быть может, видели великую царицу.

    Оказывается, эти места издревле были притоном разбойников, среди которых особой лютостью выделялся мордвин Суроват. На его счет губернатор Нижнего издал даже особый указ, разбойника поймали и казнили. Загадочной стариной веет от поведанного мне предания о богатой барыне, которой вместе со всем своим добром пришлось ехать на карете здешними дорогами, увязнуть и утонуть в болоте. Говорят, в трясину засосало немало сокровищ, да так накрепко, что даже колеса от кареты не нашли, а место так стали назвать Барыньским ключом.
    А в век просвещенной Екатерины задумали крестить окрестную мордву, да бороться со старообрядцами, строили здесь православные храмы, а через дремучие леса и поля мордовские был проложен почтовый тракт. И неслись по тракту, обсаженному по распоряжению Екатерины через равные промежутки березами, почтовые тройки от Нижнего Новгорода до самого Арзамаса. Березы нынче умирают - от выхлопных газов и от старости, а ведь они, быть может, видели великую царицу.

    Бесхитростные истории, но с каким восторгом шофер большегрузной фуры, ехавший по дороге на Лукоянов, вдруг заглушил мотор, сошел на землю и пожал руку первому встречному - "читал о вашем селе в Интернет. Здорово! Сколько лет мимо езжу, а только теперь узнал и понял как хороши наши места, какая у них давняя и богатая история".

    А в конце того года им повезло: откуда-то приехал молчаливый человек на дорогой машине, отдал старосте завернутые в газету деньги, и поспешно уехал, пожелав остаться неизвестным, только имя назвал. На эти деньги было приобретено новое железо для крыши и теперь церкви не страшны дожди и холода.
    А ближе к зиме появился в Храме и свой священник - Роман Малкин, поселили его пока на соседней базе отдыха, кормят вскладчину. "А до того" - как рассказывают жители, - "сами старики собирались и пели, как Бог наставит. Где и соврем, не без того".
    Но сколько пришлось до этого дел переделать, бумаг насоставлять и наподписывать - непростое это дело церкви возрождать. Зато Храм теперь - юридическое лицо, и печать свою имеет.

    Между тем, новое лето в разгаре, и селяне снова взяли в руки лопаты - дела мирские берут за горло. Предки строили на совесть, и на восстановление второго престола и роспись нужно еще 35-40 тысяч долларов. Еще нужно отлить колокол. Как прежний, весом 50 пудов, 1,2 метра "по юбочке". Льют колокола нынче в том же Арзамасе-16 (где недавно в подарок московскому мэру сделали точную копию Царь-пушки), Воронеже, Москве, Великом Новгороде, на Украине, но чаще почему-то предпочитают заказывать в Германии. Стоит многотонное чудо, изготовленное по древней технологии, около 7 тысяч долларов. Да еще пять малых колоколов на звонницу потянут на полторы тысячи "зеленых". Соберут ли такие деньги в селе, где давно умерло сельское хозяйство, поля бурьяном поросли, ибо - "неперспективный регион", как "научно определили" еще при Хрущеве?
    Да соберут, наверное. Нестандартный шаг, на который отважились селяне, показывает, что они - истин-ные нижегородцы, люди хваткие, решительные. Таким трудности нипочем. А храм в селе Рождественский Майдан, похоже, накрепко вошел в новейшую историю - еще не встав из руин в жизни, он зажил в сети. И, право, куда ярче, интереснее получился сайт, сделанный руками селян, без копейки денег, чем иные претенциозные "просветительские" проекты, на которые уходят тысячи долларов из всевозможных фондов.



Евгений Арсюхин, Москва

Храм Рождества Христова
Село Рождественский Майдан (5-6 Августа, 2001)



Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 Rambler's Top100 TopList Aport Ranker Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz