История сохранила и донесла до наших дней интересный документ - сказку о пришлых крестьянах деревни Бакшеево Нижегородской губернии, содержащую расспрос всех местных жителей, учиненный стольником Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым, в селах и деревнях Терюшевской волости в 1693 году от Рождества Христова.
Некоторые выдержки из данного документа автор приводит в данной публикации.
«Деревня Бакшеево, а ней пришлых крестьян, живут в тяглых дворах»:
Кто же те «пришлые крестьяне», которые решили обосноваться на этом месте?
«Мишка Тимофеев у него сын Емелька восьми лет в расспросе сказал родиной Нижегородского уезда дворцовой Городецкой волости бывал крестьянин, а в деревню Бакшеево пришел тому 4 год и живет во дворе новокрещена Якушки Иванова, а Якушка живет в той же деревне...»
(Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Вдова Аниська Якимова у нее дети Алешка 20 лет, Гришка 10 лет в расспросе сказала родиной Костромского уезда вотчины Ипацкого монастыря села Семеновского, а в деревню Бакшеево пришла жить тому другого года и живет во дворе Якушки же Иванова...»
(Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Фадейка Матвеев у него сын Федька четырех лет в расспросе сказал родиной Костромского уезда Колдомской волости деревни Питягина бывал крестьянин, а в Бакшеево пришел жить тому шестой год и живет в мордовском пустом дворе...»
(Прим. автора: 1687 год от Рождества Христова).
«Терешка Данилов с братом с Петрушкой. У Петрушки сын Терешка 3 лет в расспросе сказали родиной Пензенского уезда, в Ясной дворцовой волости бывали крестьяне, а в Бакшеево пришли жить тому 11 лет и живут в мордовском тяглом пустом дворе...»
(Прим. автора: 1682 год от Рождества Христова).
«Сенька Трофимов у него сын Стенька 12 лет в расспросе сказал родиной Костромского уезда вотчины Ипацкого монастыря села Колшева деревни Поделова бывал крестьянин, а в Бакшеево пришел жить тому 4 года и живет в мордовском тяглом пустом дворе...»
(Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Ульянка Мартьянов в расспросе сказал родиной Вологоцкого уезда вотчины Спасского Прилуцкого монастыря деревни Лунина бывал крестьянин, а в деревню Бакшеево пришел жить тому лет с 10 и живет в пустом мордовском дворе...»
(Прим. автора: 1683 год от Рождества Христова).
* * *
«Всего в деревне Бакшееве пришлых крестьян 45 дворов, людей в них то же число. У них детей 39 человек, братей 4 человек».
* * *
Упоминаемые в публикации уезды: Вологодский, Пензенский, Костромской, Нижегородский и др.
Примечания
Паисиев монастырь, при городе Галиче или Паисиево-Галичский Успенский монастырь
Ипацкий монастырь известный также, как Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь расположен в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.
Спасский Новый монастырь, Новоспа́сский монасты́рь в Москве — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.
Юрьевский уезд Повольский, прежнее название административной территории
Юрьевца (Юрьев Поволжский, Юрьев Повольский); уездный город Костромской губернии;
Спаский Прилуцкий или Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием – игуменом из Переяславля-Залесского, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского;
Троицкий Сергиев монастырь, или Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре современного города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергиея Радонежского на Маковце в 1337 году.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Костромской)
Заозерский новый Аврамиев монастырь - ныне погост Костромской губурнии., Галичского уезда, основан в XIV в. пр. Аврамием Чухломским. Упразднен в 1764 году.