История сохранила и донесла до наших дней интересный документ - сказку о пришлых крестьянах деревни Кудрино Нижегородской губернии, содержащую расспрос всех местных жителей, учиненный стольником Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым, в селах и деревнях Терюшевской волости в 1693 году от Рождества Христова.
Некоторые выдержки из данного документа автор приводит в данной публикации.
«Деревня Кудрино, а в ней пришлые крестьяне»:
Кто же те «пришлые крестьяне», которые решили обосноваться на этом месте?
«Ивашка Иванов у него сын Федька женат в расспросе сказал родиной Юрьевского уезда Повольского дворцовой Ячменской волости деревни Зимосерова бывал крестьянин , а в Кудрино пришел жить тому 30 лет, а в переписных книгах не написан...»
(Прим. автора: 1663 год от Рождества Христова).
«Сенька Иванов в расспросе сказал родиной Юрьевского уезда Повольского дворцовой Ячменской волости той же деревни Зимосерова бывал крестьянин, а в Кудрино уже лет с пять живет в пустом мордовском дворе...»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Анкудинка Федоров в расспросе сказал родиной той же Ячменской волости деревни Борисенок, а в Кудрино пришел жить тому лет с 10 живет во дворе Федьки Иванова...»
(Прим. автора: 1683 год от Рождества Христова).
«Мишка Осипов в расспросе сказал родиной Ростовского уезда села Осенова приселка Никитского бывал попов сын, а в Кудрино пришел жить тому года три и живет во дворе мордвина Чангушина Ермолаева, а Чангушка вышел на Вшивку. У него же на дворе, в особой избе, живет шурин ево Мишка Артемьев в расспросе сказал родиной того же уезда села Великого деревни Поляны крестьянский сын, а в Кудрино пришел жить в то же время...»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Матюшка Володимеров у него сын Мишка женат, в расспросе сказал родиной Ярославского уезда вотчины Спасского монастыря, что в Ярославле, села Семеновского бывал крестьянин, а в Кудрино пришел жить тому лет с 10 и живет в мордовском дворе Прошки Мурзина, а Прошка умре...»
(Прим. автора: 1683 год от Рождества Христова).
«Оброська Васильев в расспросе сказал родиной Костромского уезда вотчины Богоявленского монастыря, что на Костроме, села Кривушева деревни Вроснинова бывал крестьянин, а в Кудрино пришел жить тому года 3 живет в мордовском пустом дворе...»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
* * *
«Всего в деревне Кудрине пришлых крестьян 21 двор да 3 избы, а людей в них 21 человек, у всех детей 4 человека».
* * *
Упоминаемые в публикации уезды: Костромской, Ярославский, Ростовский и др.
Примечания
Паисиев монастырь, при городе Галиче или Паисиево-Галичский Успенский монастырь
Спасский Новый монастырь, Новоспа́сский монасты́рь в Москве — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.
Юрьевский уезд Повольский, прежнее название административной территории
Юрьевца (Юрьев Поволжский, Юрьев Повольский); уездный город Костромской губернии;
Спаский Прилуцкий или Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием – игуменом из Переяславля-Залесского, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского;
Троицкий Сергиев монастырь, или Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре современного города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергиея Радонежского на Маковце в 1337 году.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Костромской)
Заозерский новый Аврамиев монастырь - ныне погост Костромской губурнии., Галичского уезда, основан в XIV в. пр. Аврамием Чухломским. Упразднен в 1764 году.