Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза | История | Встречи | Народная медицина | Новости

Храм Преображения Господня в селе Суроватиха Нижегородской области
В разделе:


СКАЗКИ О СЕЛЕ СУРОВАТИХА
и ХРАМЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
А. Шабашов © 2014

Время собирать камни...

   Поводов обратиться к истории села Суроватиха скопилось множество..
   Но, последним, решающим стала инициатива местных жителей по восстановлению сельской церкви – Храма Преображения Господня. Идею активно поддержали органы власти, Фонд «Восстановления Храма Рождества Христова в селе Рождественский Майдан», обладающий уникальным опытом реализации по-добного проекта, а потому самое время приоткрыть некоторые тайны...

   К слову сказать, информации про Храм Преображения Господня, включенного в список памятников архитектуры регионального значения, да и само село Суроватиха, совсем немного, например, местная газета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области «Родная земля», к которому относится село Суроватиха, сообщает, что «церковь была построена в 1815 году, по народному преданию – в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Общее число прихожан на 1888 год составляло 2339 человек, включая население деревень Румстихи и Березники, а после закрытия этого храма в конце 30-х годов XX столетия была разобрана аварийная колокольня...»

   Всего в несколько строк уложилась и история села, приведенная в «Свободной Энциклопедии».
   В добавление к этому, пожалуй, можно найти еще пару-тройку ничем не подтвержденных версий о проис-хождении названия села от имени мордвина Суровата, проживавшего в этих краях в давние времена. Выдержка из которых приводится в дневниках К. Шабашова «К истории заселения Нижегородского края».

   Прежде всего, немного разочаруем приверженцев версии «первооснователя мордвина Суровата» - первоначальное название деревни, в последствии ставшей селом «Александровское, Суроватиха тож», было совсем другое – Литяшиха.

   Сам автор предпочитает начать свой рассказ с момента появления этого древнего поселения, история которого берет свое начало в начале XVII столетия. Мы не будем называть точной даты, оставив право ее определения местным жителям, но приведем достаточные для этого исторические факты.

   Для этого, достаточно заглянуть в книгу переписную Терюшевской волости за 186 (1672) год, переписи стольника Ивана Елизарова да подъячего Никифора Соболевского, где дословно записано:

   «Деревня новый починок Литяшиха, а Суроватиха тож, а в ней пришлых бортников дворы»:

Сказки земли Низовской - деревня Литяшиха

   Особое внимание, в приведенном тексте, следует обратить на формулировку «новый починок», которая подразумевает первичное включение поселения в состав переписи, а далее сосредоточим внимание на составе первых поселенцев и длительности их проживания в данном месте.

   «Во дворе Ивашка Антонов у него дети Микитка да Ермолайко, в расспросе сказался родиной Балахонского уезда Заузольской волости деревни Городищ, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 10...» (Прим. автора: 1662 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Галашка Макаров у него живет в особой избе сосед Федка Артамонов, у него дети Антонка да Ивашка 8 лет. А Галашка Макаров в расспросе сказался родиной Балахонского уезда Заузольской волости деревни Матвеевки, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 10...»
(Прим. автора: 1662 год от Рождества Христова).
   «У него (Галашки) сосед Федка Артемьев сказался родиной Костромского уезда вотчины Троицы Сергиева монастыря деревни Высокой, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 10 и живет в соседях с Галашкой Макарьевым »
(Прим. автора: 1662 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Васька Степанов у него брат Костька, у Костьки сын Демка 10 лет, а в расспросе сказались родиной Ярославского уезда дворцового села Давыдкова, а в деревню Литяшиха пришел жить тому лет с 20...»
(Прим. автора: 1652 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Кирюшка Васильев у него дети Микишка да Петрунка да Родка, в расспросе сказал родиной Костромского уезда окольничего Ивана Афонасьевича Гавренева деревни Опалихи бывал крестьянин, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 20...»
(Прим. автора: 1652 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Митка Прокофьев у него брат Трошка, в расспросе сказали родиной тое же Терюшевской волости деревни Литяшихи, а откуда отце их пришел того они не упомнят, потому, что после отца своего остались неделины...».

   «Во дворе Ивашка Козмин у него дети Матяшка да Ганка да Емелька. У Матяшки сын Митка 6 лет, в расспросе сказался родиной Суздальского уезда дворцового села Ярышова, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 20...»
(Прим. автора: 1652 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Васька Микифоров в расспросе сказался родиной тое же Терюшевской волости деревни Малого Сескина, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8, а старой жеребий сдал он брату своему Афоньке Герасимову...»
(Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Савка Артемонов у него дети Васка да Тараско 5 лет. У Васки сын Ларка 3 лет; в рас-спросе сказались родиной Костромского уезда пригородка Судислава с посаду, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 20...»
(Прим. автора: 1652 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Стенька Васильев у него пасынок Селиверстко Петров. У Селиверстки сын Васка 4 лет, в расспросе сказался родиной Нижегородского уезда села Пятницкого, а жил на церковной земле в бобылях, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 9...»
(Прим. автора: 1663 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Костька Микулаев у него зять Марчка Лукьянов; у него же живет в особой избе сосед Тимошка Лукьянов, а Тимошка с братом Марчком сказались родиной Юрьевца Повольского дворцовой Елнацкой волости деревни Липовки, а в деревню Литяшиху пришли жить тому лет с 7...»
(Прим. автора: 1665 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Якунка Лукьянов у него дети Микитка да Афонька, в расспросе сказались родиной Мурашкинской волости деревни Рамешки бобыль, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 20...» (Прим. автора: 1652 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Митка Микифоров у него живет в особой избе сосед Климко Григорьев. У Климка сын Данилко, а Микитко в расспросе сказался родиной тое же Терюшевской волости деревни Малого Сескина, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8 (Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова), а в деревне Малом Сескине был он в тягле с братом Ваской Микифоровым да у него Микитки сосед Климка Григорьев сказался родиной Суздальского уезда вотчины Троице-Сергиева монастыря села Алексина, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8 и живет в соседях с Никиткою Микифоровым...»
(Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Афонька Федоров у него дети Андрюшка да Ивашка 3 лет, в расспросе сказался родиной села Мурашкина, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8...»
(Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Мокушка Константинов у него брат Антропко, в расспросе сказали родиной Заузольской волости деревни Матвеевки, а в деревню Литяшиху пришли жить тому лет с 7...»
(Прим. автора: 1665 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Демитка Иванов у него дети Гришка да Ивашка . У него же живет в особой избе сын Нестерко. У Нестерко сын Ивашка; в расспросе сказались родиной Суздальского уезда дворцовой Всегодицкой волости села Егорьевского, а в деревню Литяшиху пришли жить тому лет с 6...»
(Прим. автора: 1666 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Алешка Степанов у него брат Бориско, у него же живет в особой избе сосед Федка Федоров. А Алешка с братом Борисом в расспросе сказали родиной Суздальского уезда дворцового села Даниловского деревни Высоковой, а в деревню Литяшиху пришли жить тому лет 13(Прим. автора: 1659 год от Рождества Христова), а сосед Федка Федоров сказался родиной поляк...»

   «Во дворе Ивашка Васильев в расспросе сказался родиной Юрьевца Повольского дворцовой Юмохонской волости села Спасского, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8...»
(Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Ивашка Венедиктов, в расспросе сказался родиной Галицкого уезда вотчины Иаковлева монастыря Боровского, что на реке Монзе деревни Иаковлевской, а в деревню Литяшиху пришел жить тому лет с 8...»
(Прим. автора: 1664 год от Рождества Христова).

   «Во дворе Савка Савинов, в расспросе сказался родиной Галицкого уезда вотчины Пресвятые Богородицы Нового монастыря, что на озере Галицком деревни Горок, а в деревню Литяшиху пришел жить тому с 12 лет...»
(Прим. автора: 1660 год от Рождества Христова).

* * *

   «Всего бортничьих 19 дворов, а людей в них тоже число, у них детей 18 человек, один человек пасынок да у него сын. У них же бортников братей 4 человека, у них сынов 9 человек. Да у тех же бортников на дворех пять изб, а в них живут бортничьих детей 1 человек, да у них соседи 4 человека. Всего людей 54 человека..».

   «Да в той же деревне Литяшихе мордовские дворы:

  • Во дворе Останка Вадманов у него сын Киндярко
  • Во дворе Тагайко Вадманов у него дети Семянко да Миляйко да Войко
  • Во дворе Суроватко Васильев у него дети Арзамаско да Федка. У Арзамаска сын Жадейко 4 лет
  • Во дворе Сычемаска Сатушов
  • Во дворе Важдайко Сатушов у него брат Кажайко. У Важдайки сын Киндярко 5 лет»

   «Всего мордовских 5 дворов, а людей в них то же число у них детей 8 человек, да 1 человек брат. Всего людей 14 человек. И всего в той деревне Литяшихе бортничьих и мордовских 24 двора, да 5 изб, людей в них 68 человек, в том числе в 10 и менее 10 лет - 9 человек..».

   Ага, так все-таки жил здесь Суроватко, подумает дотошный читатель, а автор не будет его переубеждать, ибо самая правда уже скрыта от нас, но 19 дворов русских бортников против 5 дворов мордовских уже не позволяют назвать эту деревню мордовской....

* * *

   Таким образом, как утверждают бортники, деревня Литяшиха, Суроватиха тож, существовала уже во времена царствования «государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси самодержца», становится известной в народе к моменту восшествия на патриарший престол Новгородского митрополита Никона и исторического письма-обращения гетмана Богдана Хмельницкого в 1652 году, т.е. имеет более чем 360-летнюю историю.

   Расспрос местных жителей, учиненный стольником Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым, в селах и деревнях Терюшевской волости, в 1693 году от Рождества Христова, лишь подтверждает наши выводы в отношении возраста деревни Суроватихи.

   Кроме того, стоит обратить внимание, что название Литяшиха в 1693 году выходит из местного оборота и не используется в документах, «уступив свои права» Суроватихе. Рост населения, за прошедшие с 1672 года 20 лет, очень незначительный, так, подводя итоги очередной переписи стольник Ушаков фиксирует, что дополнительно «в деревне Суроватихе пришлых крестьян 12 дворов да 13 изб, людей в них 25 человек, у них детей 14 человек, братей 5, зятей 2, племянников 1 человек..»
   По более полным данным ревизии 1700 года, в деревне Суроватиха насчитывается «всего 24 двора бортничьих, а людей в них 99 человек, да мордовские 3 двора, а людей в них 9 человек...»

   Немного экзотики к утомительному перечислению сможет добавить маленькое примечание в конце ревизской сказки, согласно которому «К тое же деревне Суроватихе, на речке на Пичесе (имеется) мельница об одном стану (поставе) наливная со всяким мельничным заводом, да на той мельнице мельник Петрушка Васильев сын Правоторов...»
   Тут следует отметить, что фамилию Правоторов можно отнести к разряду старейших, заслуживающих занесения в «бархатную книгу» родов крестьянских...

   Упоминаемые в публикации уезды: Нижегородский, Костромской, Балахонский, Суздальский и др.


   Примечания

   Спасский Новый монастырь, Новоспа́сский монасты́рь в Москве — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.
   Юрьевский уезд Повольский, прежнее название административной территории Юрьевца (Юрьев Поволжский, Юрьев Повольский); уездный город Костромской губернии;
   Троицкий Сергиев монастырь, или Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре современного города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году.
   Иаковлев монастырь Боровской, что на реке Монзе - Железноборовский Предтеченский Яковлевский монастырь.


    Раздел "Вот приедет":
  • Сказки о селе Суроватиха и храме Александра Невского
    Начало |1|


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1693
2015
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2015
Справки и информация: rm-nnov@yandex.ru

NN counter top100 TopList Регионы России

Hosted by uCoz