История сохранила и донесла до наших дней интересный документ - сказку о пришлых крестьянах деревни Учеватиха Нижегородской губернии, содержащую расспрос всех местных жителей, учиненный стольником Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым, в селах и деревнях Терюшевской волости в 1693 году от Рождества Христова.
Некоторые выдержки из данного документа автор приводит в данной публикации.
«Деревня Учеватиха, а в ней пришлые крестьяне»:
Кто же те «пришлые крестьяне», которые решили обосноваться на этом месте?
«Кондрашка Степанов у него дети Якунька женат, Федька десяти лет в расспросе сказал родиной Нижегородского уезда вотчины Троице-Сергиевого монастыря села Андреянова деревни Быкова бывал крестьянин, а на Учеватихе живет тому лет с 10 во дворе Потешки Вельдюшева, а Потешка в той же деревне...»
(Прим. автора: 1683 год от Рождества Христова).
«У старинного бортника Аниськи Дементьева на дворе в тягле в особой избе живет Якимка Родионов сын Коптеев с братом Федькой в расспросе сказали родиной Кинешемского уезда вотчины Федора Никитина сына Румянцева деревни Максимова починка бывали крестьянские дети, а на Учеватихе лет с пять...»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашка Иевлев, на том же дворе в особой избе живет брат ево родной Ивашка же. В расспросе сказали родиной Нижегородского уезда вотчины Троицкого Сергиева монастяря села Варварского деревни Прокошева бывали крестьяне, а на Учеватихе лет с 10 живут в мордовском дворе Китайки Гуляева, а Китайко умре...»
(Прим. автора: 1683 год от Рождества Христова).
«Степан Семенов в расспросе сказал родиной Костромского уезда вотчины Богоявленского монастыря села Шахова деревни Перелегина бывал крестьянин, а на Учеватихе живет лет с 30 в мордовском дворе...»
(Прим. автора: 1663 год от Рождества Христова).
«Ивашка Власов у него дети Мишка 16 лет, Петрушка 5 лет в расспросе сказал родиной Костромского уезда вотчины Пречистые Богородицы Словенского(?) монастыря деревни Костарова бывал крестьянин, а на Учеватихе живет 3 год во дворе мордвина Сергушки Тангаева, а Сергушка на Касанихе...»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ивашка Володимеров с братьями с Давыдом да с Ванькой в расcпросе сказали родиной Ухорского Яму бывали бобыли, а на Учеватихе живут тому 5 лет во дворе мордвина Вялгушки Сыресева, а Вялгушка в деревне Инютине. На том же дворе в особой избе живет Васька Алексеев в расспросе сказал родиной того же Ухорского Яму бывал бобыль, а на Учеватихе живет тому 5 лет в том же паю...»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
* * *
«Всего в деревне Учеватихе пришлых крестьян 10 дворов да три избы, людей в них 13 человек, у них детей 5 человек, братей 4 человека.».
* * *
Упоминаемые в публикации уезды: Владимирский, Костромской, Ярославский и др.
Примечания
Паисиев монастырь, при городе Галиче или Паисиево-Галичский Успенский монастырь
Спасский Новый монастырь, Новоспа́сский монасты́рь в Москве — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме. Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.
Юрьевский уезд Повольский, прежнее название административной территории
Юрьевца (Юрьев Поволжский, Юрьев Повольский); уездный город Костромской губернии;
Спаский Прилуцкий или Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием – игуменом из Переяславля-Залесского, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского;
Троицкий Сергиев монастырь, или Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре современного города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергиея Радонежского на Маковце в 1337 году.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Костромской)
Заозерский новый Аврамиев монастырь - ныне погост Костромской губурнии., Галичского уезда, основан в XIV в. пр. Аврамием Чухломским. Упразднен в 1764 году.