Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Приметы, обычаи и пословицы
в пяти волостях
Нижегородского уезда

Священник А.Борисовский
Нижегородский статистический комитет, 1870


Публикуется
в сокращенном
варианте


ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ И ПОСЛОВИЦЫ
В КСТОВСКОЙ, НОВОЛИКЕЕВСКОЙ, ШОЛОКШАНСКОЙ, ЧЕРНУХИНСКОЙ И СЛОБОДСКОЙ ВОЛОСТЯХ


    Сверх того, простой народ считает день понедельничный тяжелым, для начинания важных дел. По этому и работает в этот день мало и, болшею частию, около дома.
    Равно верует в существование леших, домовых, ведьм, летучих огненных змей и т.п. Например, боится в ночное, позднее время, идти или ехать лесом, представляя себе, что леший может сбить с дороги, завести в овраг или воду, а лошадь угнать. Переходя из старого дома в новый, домохозяин приглашает домовитаго с собой, на жительство, в новый дом. Местом жительства домового считают в доме подпечку, откуда мужичок частенько слышит или стон – к худу, или шелест – к добру. Равно признают обитание домового и в каждом дворе, где он любимой скотине, например, лошади заплетает косы и путает гриву, а не любимую душит и гоняет. В последнем случае хозяин сам гоняет домового, связав пук из травы, называемой в простом народе чертогоном (herb. Erigeron), ходит по всему двору и хлещет по всем местам, приговаривая: «не озорничай, живи хорошенько, скотинушку-матушку люби».

    Сюда-же, наконец, присовокупляем верование простого народа в ворожбу и гадания. Так, например, раскрывают псалтырь, гадают на Соломона, на карты, на бобы, глядят в воду, льют олово; ходят ночью, на новый год, с первым огарком лучины под окна – подслушивать разговор чужой, и, если услышать, что речь идет о свадьбе, то заключают, что придется жениться, или сына оженить, или дочь выдать в замужество; если-же речь идет о смерти, то кому-нибудь помереть. На святках невесты перекидывают через ворота башмаки и куда носом ляжет башмак, - в ту сторону выйдти замуж, откуда приедет жених. Выходят на перекрестки и спрашивают имя первого встретившагося и потому гадают об имени жениха и прочее.
    Также верует народ в посмертное существование и брожение по земле неестественной смертью умерших, как то: удавленников, опившихся, отравившихся и т.д.

    Суеверия и предрассудки
    Довольно в простом народе и суеверий. Так больных «с глазу» умывают, над порогом двери водой. Умывальщицу «с глазу» можно найти во всяком селении. Это обыкновенно какая-нибудь старушка, известная благочестивой жизнью. Она, наливши в чашку воды, кладет в нее три угля, из горнушки с пришептыванием: «на глаз серый, карий, черный», и который уголь окажет шипение сильнее, по тому и заключает, что больной сглажен, озенан человеком, например, сероглазым, и потом этой водой умывает хвораго, оплевываясь во все стороны.
    Насчитывают 12 родов лихорадок, например: огневица, трясавица, гнетеница и пр., и всех называют дочерьми Ирода распустившаго их для мучения рода христианского. Для избавления от них покупают у разносчиков (иконников), иконы с изображением 12-ти неодетых дев-лихорадок, которых архангел Михаил всех гонит, железным прутом, в бездну адскую.

    Веруют в судьбу, приговаривая: «так на роду написано» или «судьбу ни обойдешь, ни объедешь».
    Для того, чтобы водились деньги, кладут в денежный кошелек либо старинную монету, либо двойчатый лесной орех, и целый век, иной хранит эти вещи, из рода в род передаваемые.
    Когда младенец начнет учиться ходить и боязливо переступает по полу, в то время старший в семействе берет квашенный нож и, делая им на полу, пред младенцем, два тяпка, - тем оттяпывает, будто-бы, всю робость в ходьбе.

    Ненастная погода, в то время, когда молодых ведут из церкви в венцах, знаменует, что молодые будут жить богато; ветрянная – бедно; тихая – очень бедно. Приведши в дом, сажают молодых за стол, на овчинную шубу, обороченную вверх шерстью, чтобы жили богато. Выданная замуж дочь, если берет с собой веретена голые, то будет жить бедно, если-же запряденными, то богато.
    В среду крестопоклонную пекут из муки кресты и в них запекают какую-нибудь монету, чтобы узнать, кто из детей будет жить богато, замечая, кому за обедом достанется крест с монетой.

    Когда человек умирает, в то время ставят на полку, к образам, стакан с водой, чтобы душа умершего, по выходе из тела, обмылась.
    Во время выноса умершего из дому, подают первому встречному лоскуток холста, чтобы на тот свет было на чем нести ангелам душу умершего. Равно и в гроб кладут лоскут холста или платок, чтобы умершему было чем на том свете утереться. Если во время венчания угаснет у жениха или невесты свеча, то с угасшей свечой дольше проживет. Из них лицо, ставшее на подножник, будет первенствовать над другим.
    Если при крещении воск в купель брошенный утонет, то младенец жить не станет. Если при крещении младенец чихнет – станет жить. Если при соборовании чихнет больной – выздоровеет. Если в благовещение уплатишь кому долг – весь год будешь платить долги, - не разбогатеешь.

    За лихого и злого человека вынимают части за-упокой; ставят свечи вверх, как говорится, ногами; заказывают читать псалтырь за упокой, чтобы Бог его покарал.
    Соборование почитают вторым отпеванием, после которого человеку, как отпетому мертвецу, не следует ни мяса есть, ни вина пить, ни в баню ходить. Поэтому, как бы тяжко ни был болен молодой человек и хотя-бы явно угрожала ему смерть, - родственники не решатся на совершение над ним этого таинства.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Приметы, обычаи и пословицы нижегородского уезда
    Начало |1|2|3|4|5|

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz