Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Приметы, обычаи и пословицы
в пяти волостях
Нижегородского уезда

Священник А.Борисовский
Нижегородский статистический комитет, 1870


Публикуется
в сокращенном
варианте


ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ И ПОСЛОВИЦЫ
В КСТОВСКОЙ, НОВОЛИКЕЕВСКОЙ, ШОЛОКШАНСКОЙ, ЧЕРНУХИНСКОЙ И СЛОБОДСКОЙ ВОЛОСТЯХ


    Опека и попечительство
    В крестьянском быту опека и попечительство не имеют никакого значения. Если остаются дети без отца и матери, то они воспитываются родственниками, какие имеются, хотя бы и дальними, и воспитываются наравне с их детьми.

    Имущество сирот причисляется к имуществу воспитателей без всякого определения. Круглые-же сироты, не имеющие родственников, берутся, обыкновенно, на воспитание чужими, не имеющими своих собственных детей, воспитываются, как дети, и впоследствии брачатся и делаются полными домохозяевами. Мир, в таком случае, не вмешивается. Делается только мирская сходка, и на ней вызываются желающие воспитывать сирот; а иногда и без схода, сироты разбираются бездетными, один по одному и, вместо детей, воспитываются, ради спасения душевного. Такие сироты и называются приемышами. Об имуществе, какое осталось у сирот, нет места речам, хотя-бы круглый сирота имел много или вовсе ничего.

    Способ приобретения собственности вообще
    Приобретение разного рода имуществ движимых и недвижимых, равно добросовестное владение имуществом временно, пользование пашенными землями, сенокосными лугами и пр., обсуживается общественным сходом, составляется письменный приговор, который передается, к сведению, в волостное правление.
    В частности, никто не может продать ни дома, ни лошади, ни коровы и т.п. в чужое общество, без вызова охотника на покупку из всоего общества; в противном случае, односельский покупатель отбивает купленную вещь себе, и задаток, если он получен, выдается покупателю постороннему.

    Всякое спорное дело решается в народе так: виновный должен, сотворив крестное знамение, взглянуть на солнце, которое обыкновенно называется, «праведным», или-же снять с образной полки икону и ее поцеловать. Это последнее обстоятельство равняется, по пониманию народа, присяге, и такой факт завершает всякую божьбу.
    Отсюда и божьба в простом народе образовалась грубая, резкая. Избегая юрисдикции и недовольствуясь божьбой евангелической, он, обыкновенно божится так: «видит Бог. Не взвидеть света или праведного солнышка. Лопни глаза. Лопни утроба. Провалиться-бы сквозь землю. Исчезнуть. Околеть».

    Смело можно надеяться, что все описанные нами, народные приметы, верования, суеверия, предрассудки и божьба, сами собой исчезнут в народе с развитием грамотности, пользу которой уже начинают понимать родители крестьянских детей.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Приметы, обычаи и пословицы нижегородского уезда
    Начало |1|2|3|4|5|

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz