Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

Image Loading... В рубрике "История"
Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
А.Шабашов

К конкурсу публикаций:
"Неизвестные страницы истории"


Публикуется
с разрешения автора
miga@caravan.ru

Приложение к публикации

    Иоанн - IV Грозный (1538-1584)
    Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и грубость содействовали очерствлению его сердца. В 1547 году Иоанн венчался на царство и первым из русских государей принял титул "царя московского и всея Руси".
    Женитьба Иоанна на Анастасии Романовой, благодаря прекрасным душевным качествам последней, оказала на него благотворное влияние. В то же время волнения и бедствия, начавшиеся в столице и страшные пожары сильно подействовали на впечатлительного Иоанна. Он приблизил к себе честных и добрых советников Сильвестра и Адашева и занялся внутренними делами. Царь созвал выборных в 1550 году на первый земский собор, которым утвержден первый царский судебник, в следующем году издано соборное постановление для духовенства, названное Стоглавым.

    В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива, по удалении впавших в немилость Сильвестра и Адашева и со смертью кроткой царицы Анастасии, в характере Иоанна произошла значительная перемена к худшему, бегство же князя Андрея Курбского в Польшу возбудило подозрение Иоанна в верности всех его бояр. Началась печальная эпоха "розысков", опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине. Опричники сильно злоупотребляли своими обширными правами. В это время погиб святой митрополит Филипп, обличавший царя в беззаконии.
    В 1570 году Иоанн разгромил Новгород, на который донесли, будто бы он вошел в тайные соглашения с Польшей. В 1582 году донскими казаками под начальством Ермака покорено было московскому государству обширное сибирское царство. За три года перед кончиной, Иоанн в припадке гнева ударил своего сына Иоанна жезлом по голове и сын от этого удара скончался. Иоанн-IV получил в народе прозвание Грозного.


    Федор Иоаннович (1584-1598)
    Второй сын Иоанна-IV Федор отличался болезненностью и слабыми умственными способностями, почему правление государством вскоре перешло в руки шурина царя - умного и дальновидного боярина Бориса Годунова. Удалив опалой и ссылкой всех своих противников, Годунов окружил себя преданными людьми и сделался полновластным правителем государства. Он поддерживает сношения с западными государствами, строит города и укрепления на границах Руси и устроил на белом море архангельскую гавань. По его же мысли утверждено самостоятельное всероссийское патриаршество и окончательно прикреплены к земле крестьяне в 1591 году был убит царевич Дмитрий, брат бездетного царя Федора и его наследник, а спустя шесть лет скончался и сам Федор.

    Борис Годунов (1598-1605)
    После отречения от престола царицы Ирины, супруги царя Федора и сестры Годунова, приверженцами Бориса, по настоянию патриарха Иова, был созван земский собор, который и выбрал Бориса Годунова. Подозрительность царя и опасения козней со стороны бояр вызвала опалы и ссылки, причем боярин Федор Никитич Романов подстрижен был под именем инока Филарета, а малолетний сын его Михаил сослан на Белоозеро. Бояре озлобились против Бориса, а народные бедствия, обрушившиеся на московское царство - трехлетний неурожай и мор - побуждали народ винить во всем царя Бориса. Царь старался помочь голодающим, добавлял зароботки на казенных постройках (колокольня Ивана Великого), раздавал милостыню, но народ все роптал, охотно веря слухам о появлении законного царя Дмитрия. Среди приготовления к борьбе с Лжедмитрием, Годунов скоропостижно скончался завещав свой престол сыну своему Федору.

    Лжедмитрий (1605-1606)
    Григорий Отрепьев, как говорят, беглый монах, поддерживаемый поляками, объявил себя царевичем Дмитрием, который будто бы спасся от убийц в Угличе. С несколькими тысячами человек вступил он в Россию. Высланное на встречу войско перешло на сторону Лжедмитрия, который и был признан ими царем, причем Федор Годунов был убит. Лжедмитрий был человек очень развитой, отличался умом и добродушием, усердно занимался государственными делами, но возбудил к себе неудовольствие народа и духовенства неуважением к старым русским обычаям. Бояре, распустив слух о самозванце царе, во главе с Василием Шуйским составили заговор и убили Лжедмитрия.

    Василий Шуйский (1606-1610)
    Старый, нерешительный и неискусный Василий Шуйский был избран в цари боярами и горожанами, причем власть его была ограничена. Благодаря возникшим слухам о спасении убитого Лжедмитрия, в России начались новые смуты, которые усилились мятяжем холопа Ивана Болотникова и появлением в Тушине Лжедмитрия -II, "тушинского вора". Польский король шел войной на Москву, и его полководцы рассеяли русские войска. Тогда царь Василий был "сведен" с престола и насильно пострижен в монахи. В России наступило смутное время междуцарствия.

    Михаил Федорович (1613-1645)
    Благодаря разосланным Троицкой лаврой грамотам, призывавшим к защите отечества и православия, большое ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского, при деятельном участии нижнегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорукого, направилось к Москве и, после долгих усилий, освободило столицу от поляков и мятежников. Великой земской думой 21 февраля 1613 года в цари был избран Михаил Федорович Романов, после долгих упрашиваний он вступил на престол и принялся за усмирение внутренних и внешних врагов. Михаил заключил столбовский договор со Швецией, деулинский договор (1618г.) - С Польшей. По этому последнему договору после долгого плена возвращен в Россию Филарет, родитель царя и немедленно был возведен в сан патриарха. Филарет стал соправителем и надежным советником сына. Под конец царствования Михаила Федоровича Россия уже значительно оправилась от ужасов смутного времени и начала вступать в дружественные сношения с западными государствами.


    Краткое описание Спасо-Евфимиева монастыря
    Спасо-Евфимиев монастырь основан в середине XIV веке нижегородским князем. Монастырь прикрывал северные Земли Суздальско-Нижегородского княжества, выполняя функции укрепленного пункта.
    Первый игумен монастыря Евфимий похоронен в приделе главного Преображенского собора. В 1445 году под стенами монастыря произошло сражение между дружиной Василия Темного и воинством Казанского ханства. Князя Василия Темного татары "взяли руками", а затем отпустили за огромный по тем временам выкуп.

    В XVII в. обитель захватили и разорили польские войска. И только уже после ее освобождения были возведены мощные стены крепости, дошедшие до наших дней. Впоследствии монастырь стал одним из богатейших в крае. К нему отошли большие земельные угодья и блтзлежащие села с 7000 душ крестьян. Московские государи жертвовали богатые вклады в казну монастыря. Немалые доходы имела обитель от богомольцев, стекавшихся для поклонения святым мощам игумена Евфимия. После секуляризации земель обители, проведенной по указу Екатерины II, в Спасо - Евфимиевом монастыре была учреждена государственная тюрьма. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря создавался на протяжении XVI-XIX вв. Облик монастырских построек определяют, прежде всего, здания, стоящие в центре территории. Это - главный Преображенский собор XVI в., по сторонам от которого стоят, напротив друг друга, перекликаясь шатрами, трапезная палата XVI века и звонница, строившаяся поэтапно в XVI-XVII вв.

    Звонница - одно из сложных сооружений монастыря - являет собой древний тип храмов "иже под колоколы". Церковь Рождества Иоанна Предтечи расположена на втором ярусе самой древней части постройки - восьмигранном мощном столпе. Освещение церкви связано с рождением Ивана IV, будущего царя Ивана Грозного. Строительство велось на средства великокняжеской казны. Сразу же над церковью, на третьем ярусе, под шатром с небольшой изящной главкой расположилась звонница, к которой в последующее время были пристроены еще два пролета. После чего звонница монастыря по облику стала напоминать подобные сооружения Пскова и Новгорода. Замыкает композицию соборной площади Успенская церковь с трапезной палатой, поставленная в 1525 г. Церковь привлекает внимание нарядными кокошниками. В трапезной сохранился с XVI в. первый этаж с квадратной одностолпной палатой. К трапезной примыкает большое подсобное помещение, где размещались кухня и хлебопекарня, а также дом архимандрита. Но эти постройки уже не различимы с площади, они находятся за пределами территории, очерченной собором, трапезной и звонницей, и составляют второй, внутренний, двор монастыря. Там же разместились братские кельи, многие из которых были каменными в XVII в., большой корпус келий с больничной Никольской церковью под изящной главкой 1649 г. Больничные кельи скрываются за собором, их не видно с площади.
    Все постройки внутреннего двора, а также обширные хозяйственные участки хорошо обозреваются со звонницы монастыря. В конце XVII в. на смену деревянным стенам монастыря пришли каменные (1664 г.). Их протяженность около 1200 м, высота до 8, 5 м в зависимости от рельефа, 12 башен различной формы. Особенно сурово выглядит угловая Водяная башня с 12 гранями. На юго - западной башне, обращенной к речке Каменке, устроена смотровая площадка с видом на город и белый Покровский монастырь. Крепость строилась по всем правилам фортификационного искусства суздальским зодчим, талант которого не уступал прославленному мастеру конца XVI в. Федору Коню, строившему свои крепости в Москве и Смоленске. С особым художественным вкусом выполнена Проездная башня на южной стене крепости, обращенной к городу. Башня немного развернута в сторону дороги. Два верхних яруса нарядны. Бойко сменяют друг друга машикули, цепочки изразцов. Нижняя часть башни строга и сурова, имеет под аркой свода мрачный проход, придавленный 22 - метровым сооружением, увенчанным изящной главкой. Нарядная надвратная церковь Благовещения 1628 г. стоит отдельно от ворот монастыря, но по старой традиции освещает проход в монастырь. Крепость монастыря не подвергалась нашествиям врага: она строилась в то время, когда границы государства далеко отошли от суздальских земель.


    Сборник публикаций "Неизвестные страницы сел и храмов земли нижегородской"
  • Князь Дмитрий Пожарский – московский, суздальский или нижегородский?
    Оглавление |1|2|3|4|5|6| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz