Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Пожелтевшие страницы,
которых нет в учебниках

В.Ф.Кудрявцев

Приложение к публикации
"Историческое описание города Василя"


Публикуется
в сокращенном
варианте

    От редакции

    Изучая рабочие журналы заседаний нижегородского губернского статистического комитета, постоянно сталкиваешься с интереснейшими фактами, которые вряд ли нашли отражение в официальных изданиях и вполне могут быть неизвестными для широкого круга читателей и даже ученых.
    Определенный интерес читателей, интересующихся историей нижегородского края, могут привлечь опи-сания старинной крепости "Цепель" и "Чертова городища", расположенных вблизи города Василя, подго-товленные В.Ф.Кудрявцевым в 1877 году, а также очерки, посвященные городской хмелевской церкви и иконе Покровского собора.
    Рукописи, представленные в данном сборнике, притерпели лишь незначительную стилистическую правку и сокращение при подготовке к публикации.



ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКАХ

    ХМЕЛЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    В васильской слободе Хмелевке находится другая городская приходская церковь. По своему давнему основанию и по сохранившемуся в церкви внутреннему устройству, она может составлять также замеча-тельный памятник старины. Стариной веет вся ее обстановка, иконостас и нижние округлые своды.
    Самая церковь построена только в 1708 году; освещение храма происходило 17 сентября через казанского митрополита Тихона (Тихон, 21-й митрополит казанский, помер в 1724 году).

    Церковь была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный алтарь в честь преподобного Михаила Малеина, иждевением чебоксарского купца Михаила. Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться на средства доброхотных дателей, которые в прежнее время не скупились в пожертвованиях монастырям. Но самый монастырь прославился-ли строгой жизнью своих обитателей – не известно.
    Вообще о жизни и полустолетнем существовании монастыря, равно и о причинах его упразднения, не сохранилось никаких документов и даже преданий. Существование монастыря прошло безследно: как будто-бы его вовсе и не существовало. Ни откуда тоже не видно, чтобы число монахов возросло здесь до высокой цифры.

    В 1764 году монастырь был обращен в приходскую церковь. Как воспоминание о монастыре, в хмелевской церкви сохраняются старинные священнические фелони из кумача и травчатой бахты.
    Вообще о жизни и полустолетнем существовании монастыря, равно и о причинах его упразднения, не сохранилось никаких документов и даже преданий. Существование монастыря прошло безследно: как будто-бы его вовсе и не существовало. Ни откуда тоже не видно, чтобы число монахов возросло здесь до высокой цифры.

    Храм, по наружности, существует, исключая штукатурки, в прежнем виде. Во внутренности-же церкви пере-делан только кирпичный пол, который заменен был в 1840 году чугунными плитами (всего 200 плит); в приделе-же выстлан алебастром. Так как краска на иконах начала линять и, от долговременности стираться, то в 1845 году разрешено было возобновить краски, не изменяя ликов. Подобное распоряжение дало случай сохранить в целости древнюю иконопись здешнего храма. На верху царских врат изображено, по освященному стариной обыкновению, благовещение, внизу четыре евангелиста. Вол и лев у евангелистов Матвея и Марка изображены с крыльями, кроме того лев пронзен кинжалом. Святой Иоанн Предтеча изображен также с крыльями; в руках он держит чашу с своей главой. На иконе этой написано вязью: "Святой пророк Предтечи Иоанн".
    Николай Чудотворец изображен без митры и палицы, в одной священнической фелони. На иконе его написано: "Святый Никола Чудотворца". Алексей Божий человек изображен полунагим. Медные, но посеребренные ризы находятся только на следующих иконах: Вседержителя, троицы и вечери господней. Старинное расположение внутри церкви сохранилось вполне: своды круглые, низкие и неровные, окна маленькие и поставлены высоко; зимний придел слишком мал и похож скорее на часовню, хотя он сам по себе разделен еще на два придела.

    Проход в холодную или летнюю половину церкви так мал и низок, что при богослужении едва сюда доходят неясные звуки пения, хотя вся церковь с летней и зимней половиной составляет в длину не больше 4 сажень. Алтарь холодной церкви составляет как-бы особую приделку; расположение иконостаса прямое; он самого простого устройства, резных украшений в нем вовсе нет: вероятно, монахи, соорудившие эту церковь, не гнались за роскошью, или всего вернее, у них средств едва достаточно было для того только, чтобы соорудить маленький храм молитвы.

    Сохранилось следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая в троицком мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской церкви принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит название Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что этот последний течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название.
    В одну из упомянутых часовен проведена вода из Святого ключа, бьщего из-под двух камней. Вода эта отличного вкуса, и этот ключ особенно почитается окрестными жителями. Черемисы даже приписывают обоим ключам целебную силу: в случае, например, болезни отрывают лоскут носильного платья больного и вешают его в часовне – болезнь-де проходит.

    Этот Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока в таком большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на речке Хмелевке. Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как говорит предание, произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы, скрылась в прежнем месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в том самом месте, где теперь находится Святой ключ. Сверх того, на новом месте течения ключа найден был образ казанской Богоматери, в честь которой, и как-бы в воспоминание этого события и посвящен был храм.
    Здесь-же, в Хмелевке, главным образом, чествуется не праздник Богоматери, а праздник усекновения главы Иоанна Предтечи, бывающий 29 августа. К этому дню стекается большое число богомольцев из окрестных селений и бывает торжок. На украшение и содержание цнркви положен в 1869 году казанским купцом Бабушкиным капитал в 750 рублей, с которого церковь получает проценты.

    Церковные сосуды ее – потир, дискос, звезда, лжица, два блюдечка, ковш для теплоты, ковчег, дароносица – все серебрянные и вызолоченные. Хмелевской церкви дано 33 десятины земли, которую причт ее отдает в наем, получая за это 200 пудов ржи и 60 пудов ячменя (*).
    В каменной церкви стояла отдельно деревянная колокольня. В 1872 году колокольня эта сломана и заменена вновь выстроенной каменной колокольней. В притворе старой колокольни изображены были святители, а по середине ветхозаветная троица. В кладовой ее мы нашли старинную церковную утварь, иконы и между прочим царские врата без всякой резьбы, узоров и украшений. Изображений на иконах, за слиняемостью красок, трудно было определить. Эти врата и иконы, вероятно, перенесены были из другой, более древней васильской церкви.

    Кладбище находилось прежде при церкви, а потом с 1832 года ему отведено место в 63 саженях от прежнего кладбища; в ограде церкви похоронены некоторые из васильских чиновников. К хмелевской церкви причислены еще две деревни: Петухино и Шешмара; жители последней – новокрещенные черемисы. Эти и соседние черемисы относятся к хмелевской церкви с особенным расположением (**).

    Примечания автора:
    * - Все сведения о хмелевской церкви почерпнуты нами из бумаг, хранящихся при этой церкви, или-же получены от священника Ивана Кастальского. Приведенное предание давно уже записано было со слов прихожан старым священником. Долгом считаем выразить ему признательность за сообщение этих сведений.
    ** - Каждое воскресенье небольшая хмелевская церковь бывает полна народом; большинство богомольцев составляют соседние черемисы. Каждый черемис считает непременным долгом купить связку копеечных свечей, которые он ставит поочередно всем иконам. К иконам мученика Христофора, изображенного с конской головой, черемисы ставят две свечки спирально перевитые между собой.


    Сборник архивных публикаций
    Приложение к публикации В.Ф.Кудрявцева "Историческое описание города Василя" (1877)

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz