Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации"
Краткий очерк пчеловодства в Сергачском уезде Нижегородской губернии А.А. Болтина Нижегородский статистический комитет, 1887 | Публикуется в сокращенном варианте | |
КРАТКИЙ ОЧЕРК ПЧЕЛОВОДСТВА В СЕРГАЧСКОМ УЕЗДЕ Нижегородской губернии | ||||
В Сергачском уезде пчеловодство ведется по старинному: пчелы содержатся в обыкновенных ульях – дуплянках и размножаются через естественное роение. Пасеки крестьян и священников довольно обширны: число ульев в некоторых из них доходит до 200, если не более. Эти пасеки устроены большей частью за селом, на открытых местах, и обсажены невысоким кустьарником., чтобы рои было легче ловить. Зимой улья ставятся в подвалы, вырытые тут-же, на самих пасеках, если они находятся на склоне горы, и если грунт их глинистый; в противном-же случае крестьяне перевозят свои улья на зиму к себе, в усадьбу. В подвалах, зимой, ульи тоже не ограждены от недобрых людей. В лесах также стоят отдельные порожние ульи, принадлежащие крестьянам соседних деревень. Каждый владелец такого улья приходит наведываться не засел-ли в него рой; в таком случае, он взваливает улей с пчелами себе на спину и приносит его на свою пасеку. Кроме воровства и невежества, от которых страдают пчелы, вредит им еще и небрежность самих пчеловодов, которые осенью, во время операции обрезки сотов, по причине злости пчел, обильно обкуривают их гнилушками, искры которых, попадая в ульи, сжигают их. Заметя такой пожар, когда он уже в полном разгаре, крестьяне спешат на пчельник прямо по засеянному полю; смятый таким образом хлеб им прощается однако, в виду доброй цели, к которой они стремились. Кроме того скупщики дают еще по 10 копеек за каждый опустевший улей, т.е. за право выскоблить из него тот клей – propolis (по здешнему – серь), которым пчелы заклеивают все щели. Теперь однако пчеляки не решаются более дозволять это соскабливание, так как заметили, что в таких выскобленных ульях пчелы уже не водятся. Насколько это мнение основательно, я не знаю; но вообще надо заметить, что понятия здешних пчеляков-крестьян о жизни и деятельности пчел самые легендарные, если можно так выразиться. Они, например, думают, что сок некоторых только трав и растений имеет силу помогать пчелам выалаживать себе маток. Говоря о пчелах, они принимают вид таинственный, и подсмеиваются над теми, кто старается повести свое пчеловодство более открыто и рационально. Из вышесказанного не следует однако заключать, что в здешних местах рациональное пчеловодство заглохнет. Есть люди, заботящиеся о нем, и наделенные довольно твердой волей, чтобы продолжать начатое ими дело, несмотря на уверения со всех сторон, что и климат-то не позволяет иметь других ульев, кроме дуплянок, и что будто искусственное деление пчел ни на что не годится. Все промахи, через которые они прошли, научат их, конечно, относиться к пчелам практичнее, и надо надеяться, что рациональное пчеловодство, лет через десять, примет совершенно иной характер: ему будут стараться подражать; смеяться-же над ним никто из пчеляков уже не решится. Недавно рациональному пчеловодству явилась уже помощь в виде опытного пчеловода, занимавшегося с успехом в другой губернии уходом за пчелами в усовершенствованных ульях. Этот пчеловод взял себе аренду в деревне Мансуровке сергачского уезда. | ||||
| ||||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |