Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации" Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Ф.И. Летицкий Нижегородский статистический комитет, 1877 | Публикуется в сокращенном варианте | |
ВЛАДИМИРСКАЯ ЯРМАРКА В СЕЛЕ ТОЛМАЧЕВЕ Нижегородского уезда | ||||
Владимирская ярмарка в Толмачеве учреждена потому, что в церкви села устроен придел в честь влади-мирской иконы божией Матери, и празднество. Трехдневное празднество в духовном отношении вовсе незна-чительно, но в противоположном ему отношении сильно процветает: жители селения и с ними вся волость, заключающая в себе один приход, гуляют, в продолжение этих трех дней. Примечание А.Гациского: * - Подлесьем называется вся местность около села Толмачева; верстах в 12 от него, к северо-западу, находится и село Богородское, известное больше под названием Подлесово (как оно называлось бывши деревней), или даже Подлесова, по местному говору. На девушках головки (головная повязка, шитая золотом) и кафтанчики, как жар горят, все шиты золотом, рукава белы-браные, москали и передники преимущественно штофные, на руках кольца серебряные; на устах признания в любви.., но больше в песнях. На камне соловей-пташка сидит, Охи! На камне соловей-пташка сидит, Горьку ягоду калинку клюет. Охи! Горьку ягоду калинку клюет. Спелу зрелую в уста принимать… Прилетали к соловушку соколы, Сняли, взяли соловушку с куста, Посадили соловушка в зелен сад, Вот заставили песенки петь: Уж ты пой, воспевай соловей, При кручине утешай молодца, При печали красну девицу-душу, Тебе молодец чужая сторона, А мне девушке, право не своя, Полюбила девица молодца, Полюбя-то, его выхвалила, Уж ты где-то такой молодец! Ни в Казани нет, ни в Астрахани! Проявился такой молодец, У Макарья на ярманке, Как у Спаса на горе, на желтым песке, По песочку похаживает, Калену стрелу накладывает, Каленой стрелой наказывает: Ты лети, лети стрела, высоко и далеко, Ты лети, лети стрела под самы небеса, Ты убей, убей каленова стрела, Серу утицу на Волге, на реке, Красну девицу в высоком тереме. Входит в круг парень, кланяясь приглашает девушку и оба важно расхаживают по кругу, исполняют песню: где нужно разойдутся, поклонятся, сойдутся, опять разойдутся. Вот две-три бабы сошлись, судят и рядят о женихах и невестах: рассматривают со всех сторон, разбирают все недостатки… Так-то бабы судят и рядят, а девушки поют себе и играют в хороводе, не знают, что вокруг их “деется”; а когда придет домой Анка и услышит от матери, что мы-де тебя нынешней осенью замуж отдадим, она и завопит навзрыд: Вопит девка пока мать ее не убедит, пока не скажет ей, что она у нее “не отдашна”. Глубоко падает любовь в сердце деревенской девушки! Она хотя таит всеми силами от людей любовь, но ее свободно развитая грудь доказывает все, что у нее ест таинственного на сердце; ее порывистые вздохи и редко, редко при людях, тихие любезные слова к любимому, есть доказательство горячей любви: она не скоро полюбит, но тем более, не скоро и нарушит любовь. Поет, в хороводе играет молодежь день до вечера. Вот наконец наступает вечер, девушки расходятся, но и тут не без песен. Подруги, собравшись в ряд или в два, смотря по местоположению, и схватившись рука об руку, в сопровождении парней, плавно выступая, просят одну из среды себя, которая лучше и легче всех поет, чтобы она запела им песенку. Сокрушила воля, Это воля не простая, - Все жизнь холостая. Хорошо на свете жити, Любовью шутити; Любовь сердце заразила, Не могу забыти. Любил, любил парень девку, Любил да спокинул, Спокидавши и бросавши, В глаза насмеялся; Ты не смейся, млад мальчишка, Сам ты неженатый, Сам ты холост, неженатый, Белый кудреватый, Есь задумаешь жениться, Я замуж не пойду. Не грози, моя милая, Я тебя не возьму! Не я тебя приметила, Приметили очи… Распрелестны мои очи Не спала я ночи, Не спала ночи до свету, Прождала ответу, Когда миленький ответит, Сердечко заноет, Сердце-кость, занывает, Ничего не знает, Ничего оно не знает, Что мил спокидает". В подобных песнях девушки бывают резвее и без всяких ужимок, рот открывают свободнее и пенье их делается приятнее. Так веселится молодежь и окружающие ее. Но чем удовольствуются люди пожилые из мужчин? Все они, обремененные трудами, стараются, недугов ради, выпить как-нибудь. Посмотришь, столкнулось человек пяток, купили водочки уголок, в меньшем размере – четвертцу и оставив за посуду целовальнику шапку, сели круговелькой и начали тянуть винцо по маленьку. Становой уехал, слуг его нет. Как раз драка: один бьет "под микитки", другой "хлещет в рыло". Бойцов обсту-пили старики, и сжавши кулаки, смотрят с величайшим любопытством. Вот бежит народ… Куда? Да около кабака татары. И в самом деле, наши знакомые коновалы нашли себе приятеля, такого-же татарина, со скрипкой. Лица у них веселые, должно быть, они вкусили "запрещенного кораном", должно быть выпили на три пятака, да и хватили однако трепака – отмочили штуку важную! Один играет, другой пляшет, третий подпевает под старинку, на мотив "Ночка темная": "Ха, ха, ха" – раздается в толпе, "однако и взаправду плясун штукам делал". Ф.И.Летицкий
| ||||
| ||||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2013 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |