Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "День за днем"

Храм Рождества Христова
в селе
Рождественский Майдан

© Александр Шабашов
Предварительные материалы исследований
(1998-2002)


Публикуется
в сокращенном
варианте


ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В СЕЛЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МАЙДАН


    Предисловие
    Непосредственное упоминание о селе и сельской приходской церкви любознательный читатель без труда сможет обнаружить в известном труде ученого-богослова и историка Архимандрита Макария (1817-1894) "Памятники церковных древностей Нижегородской губернии".
    Так, в составе IV Благочиннического округа Нижегородского уезда (Нижегородская Епархия), автором выделено "Село Рождественский Майдан, церковь каменная, в честь Рождества Христова, построена в 1809 году, двухпрестольная" [1].
    Именно эти две строчки и послужили изначальной информацией для данной публикации.

    Визуальное обследование сооружения, рассказы старожилов и обрывочные данные архивных материалов позволяют несколько дополнить приведенное описание и осуществить попытку восстановить часть отсут-ствующих исторических материалов и фактов с использованием дедуктивного анализа.


    Введение
    Начало строительства церквей в Среднем Поволжье, как правило, соотносится с временем правления (Указом) Ивана Грозного, т.е XVI веком. В этот период в архитектуре общерусским направлением стало московское зодчество. Только в Пскове и Новгороде еще сохранялись местные особенности, но и они уже теряли свои самостоятельные черты, подчиняясь московскому влиянию.
    В XVII веке русское культовое зодчество в Среднем Поволжье проходит все этапы архитектуры, которые условно разделяются: на первый (1620—1630) — период формирования нового стиля c учетом исторических традиций предшествующего времени, второй (1640—1680) — этап бурного строительства и окончательного становления и развития, так называемого «нарышкинского» стиля, предпосылки которого складывались на первом этапе, и третий этап (конец XVII века) — время ломки древнерусских архитектурных традиций, знаменующее собой переход к новым формам, когда европейское барокко входит в русскую архитектуру.

    Особенно щедрой на строительство церквей и открытие новых приходов в "землях низовских" стала первая половина XVIII века. По существующему указу в этот период при наличии 250 дворов допускалось строить одну церковь.
    Но само строительство церквей в городах и селах без указа Святейшего патриарха не разрешалось. Еще в 1648 году была разослана инструкция о запрете: «...ставить и данью облагать без веления Патриарха не велит» [2].

    В начале XVIII века в русской архитектуре происходит перелом, связанный с коренным изменением устоев культуры в связи с петровскими реформами и резкого усиления влияния западноевропейских архитектурных стилей (барокко, рококо), при сохранении традиций в строительстве культовых сооружений.
    Общее стремление к нарядности поощряет развитие декоративных приемов отделки, что приводит к обогащению фасадов, в композиции которых обильно используются выступы, уступы и элементы ордера — пилястры (полуколонны и даже полные колонны, вплотную приставленные к стене и создающие богатый рельеф). Меняется и внутренняя часть храмов, применяется в интерьерах позолоченная деревянная резьба, особенно иконостасов, а также живопись.

    Конец XVIII и начало XIX века, вплоть до 30-х годов, - период утверждения и преобладания классицизма в архитектуре, в том числе и храмовой. Постройки этого архитектурного стиля отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главным законом построения архитектурной композиции становится симметрия, гармоническое соподчинение частей и целого. Одной из композиционных основ архитектуры классицизма стала система архитектурных ордеров, разработанных в период античности. Зодчие классицизма выработали целостную систему художественно-декоративных средств, русты, тяги, антаблементы, карнизы становились важными элементами фасадов.
    В качестве описания конструктивных и композиционного решений, характерных для этого периода, можно привести данные обследования церкви в Темердянове, построенной в 1797 году: "...бесстолпный храм с трапезной и колокольней над западным входом. Объем композиции церкви представляет собой четверик, завершенный главкой на высоком граненом барабане. Пониже четверика расположена трапезная. Внутрен-нее пространство четверика перекрыто коробовым сводом с двумя торцевыми лопатками. В трапезной коробовый свод с распалубками. Архитектурный декор фасадов церкви несет черты барокко" [3].

    Следует отметить, что в отличие от предыдущих периодов, когда в архитектуре преобладало культовое зодчество, в XIX веке в общем контексте архитектурного творчества оно утратило доминирующую роль. Ко всему прочему, по указу императора в 1800 году было запрещено строительство деревянных церквей и возводились только каменные. Однако позднее, в 1835 году запрет на строительство деревянных церквей был отменен, особенно это касалось бедных селений, которые были не в состоянии строить каменные: «Так как каменные церкви часто худо строят неопытные и неискушенные мастера и требуют значительных издержек, а многие приходы не имеют средств заменить старые церкви каменными, многие прихожане остаются без посещения храмов, что способствует распространению раскольничества и язычества, по сему разрешить строить новые церкви из дерева» [4].

    В 1838 году издается особый альбом «Церкви, сочиненные архитектором его величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом иностранных академий Константином Тоном», который официально был в 1841 году был предписан в качестве образца для архитекторов православных церквей.
    В основе проектов К.А.Тона лежит крестово-купольная композиционная система, разработанная еще византийскими зодчими и затем широко распространившаяся в русской архитектуре.

    Традиционное русское пятиглавие дополнилось соответствующей компоновкой фасадов, в отделке которых использовались русские мотивы архитектуры XV—XVII веков — килевидные кокошники, закомары, арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках.


    Общее описание церкви в селе Рождественский Майдан
    Здание церкви расположено в центре села, на пригорке (в самой высокой точке), вытянувшись длинной стороной (планировочной осью) с запада на восток. В старину, с северной стороны церковный участок примыкал к оврагу, по которому протекал небольшой ручей Вилейка - приток Сережи. Сейчас здесь находится пруд, устроенный жителями в начале XX века, но строения вдоль русла ручья сохранили свое "первозданное" название "Кельи", что позволяет высказать предположение о первоначальном существовании здесь "пустыни" и проживании скитников в XVII-XVIII веках. Следует отметить, что при работах по углублению и благоустройству пруда, как свидетельствуют очевидцы, были обнаружены старинные срубы, но их детального обследования не проводилось.
    В настоящий момент ограды участка не существует, но по воспоминаниям старожилов и сохранившимся планам, церковь с прилегающими к ней постройками и кладбищем имели ограждение, выполненное из кирпича. Следов ранних захоронений на церковном участке не сохранилось, а более поздние осуществлялись на вынесенном за село месте (см. "Христорождественское кладбище").

    Предполагаемый период постройки: конец XVIII - начало XIX века.

    Приведенные Архимандритом Макарием данные о строительстве церкви в 1809 году, по всей видимости, соответствуют времени освящения нового престола в честь Рождества Христова, размещенного в помещении трапезной и совпадают с моментом переименования села в Рождественский Майдан (ранее село Макрашский Майдан).

    Название: Церковь в честь Рождества Христова (пред-полагаемое, более раннее название, - церковь во имя святителя и чудотворца Николая).
    Архитектурный стиль: классицизм.

    Схема композиции: по продольной оси располагаются квадратные в плане ("четверик") помещения ко-локольни, трапезной и собственно церкви с прямоугольной апсидой [5], связанные между собой широкими арочными проходами.
    На церкви одна небольшая глава на куполе, который венчает предел Николая "Угодника".

    Конструктивные и планировочные решения
    Церковь в честь Рождества Христова представляет собой каменный (кирпичный), бесстолпный храм с тра-пезной и колокольней.
    Сооружение объединяет три основных объема: престол святителя и чудотворца Николая "Угодника" (собственно храм), главный престол Рождества Христова (освященный в 1809), размещенный в бывшей трапезной, и колокольню, придающую величественность главному входу за счет своей высоты и массивных колон основания, образующих арку.
    Над главным входом, по воспоминаниям старожилов, помещалась храмовая икона.

    Помещение новой трапезной, пристроенное к колокольне с южной стороны, явно нарушая четкую симмет-рию композиции, очевидно не предусматривалась основным архитектурным проектом и могла ранее исполь-зоваться как притвор (церковная пристройка).
    Трапезная и прямоугольная апсида по высоте выполнены вдвое ниже основного объема храма. Помещения храма и трапезной сообщаются через широкий арочный проем.
    Во всех помещениях церкви предусмотрено отопление печами круглого сечения, изготовленными из кованного металла; в настоящее время печь и воздуховоды бывшей трапезной восстановлены.

    Престол святителя и чудотворца Николая "Угодника"
    Престол Николая "Угодника" выполнен в классическом стиле - бесстолповый двухярусный четверик (раз-мером 8 сажень) с примыкающей по оси прямоугольной апсидой (выступающей на 4 сажени частью здания, сопряженной изящным арочным проходом с храмовым помещением) и декоративной закомарой (полукруглое завершение наружной стены апсиды), перекрытой полукуполом (см. рисунок 1). В христианских храмах такие апсиды строились, как правило, в восточной части и в них размещался алтарь.

    Следует отметить, что подобное архитектурное решение и прямоугольная либо многогранная форма апси-ды, как правило, характерна для русского деревянного зодчества конца XVII века, что позволяет предположить существование деревянной церкви, послужившей прообразом для строительства каменной [6].
    Двухярусный четверик центрального объема с четырехскатной крышей, (внутри сопряжение выполнено в виде изящного четырехлепесткового купола), на котором размещается меньший четверик (световой с 2 окон-ными проемами) 3 яруса , завершающийся небольшой шейкой, шатровым покрытием и луковичной главкой с крестом (см. рисунок 2).
    Малый четверик практически отделен от основного объема, соединяясь лишь через квадратное отверстие в куполе, перекрытое металлической крышкой (см. рисунок 3).
    Живопись в интерьерах церкви не сохранилась (см. рисунок 4).


Рисунки 1-4

    Для освещения храма предусмотрены 3 окна нижнего (с железными решетками) и 4 окна меньшего размера верхнего яруса на южном и северном фасадах; в апсиде также имеются два оконных проема с восточной и южной сторон.
    Сооружение выполнено из кирпича, снаружи и внутри оштукатурено и выбелено известкой. Внутреннее пространство прямоугольного в плане объема перекрыто сомкнутым четырехлепестковым (крестовым) сводом. Фундаментом служат крупные каменные глыбы, которые также использовались для установки деревянных лаг при устройстве полов.
    Для стен и кладки сводов использовался кирпич на известковом растворе; размеры кирпича были крупнее настоящих и неодинаковые (длина 7,5 вершка, ширина 3,7 вершка и толщина 2 вершка).
    Материал для устройства крыши церкви был разным: железо и тес; такой же материал использовали для главки и креста.

    Архитектурный декор фасадов скромный, выполнен из кирпича. Окна арочные, наличники состоят из тонких полуколонок с полукруглыми сандриками (небольшой карниз), декоративные пояса поребрика и двухскатные (трехугольные) франтоны завершают южную и северную фасадные плоскости.

    Трапезная
    Объем трапезной (престол Рождества Христова) представляет собой бесстолповый одноярусный четверик (шириной 12 сажень) с двухскатной крышей, внутреннее сопряжение выполнено в виде коробового свода с распалубкой.
    Для освещения трапезной предусмотрены по 2 окна арочного типа с железными решетками на южном и северном фасадах.

    Помещение выполнено из кирпича, снаружи и внутри оштукатурено и выбелено известкой. Фундаментом служат крупные каменные глыбы, которые также использовались для установки деревянных лаг при устрой-стве полов.
    Для стен и кладки сводов использовался кирпич на известковом растворе; размеры кирпича были крупнее настоящих и неодинаковые (длина 7,5 вершка, ширина 3,7 вершка и толщина 2 вершка).
    Материал для устройства крыши: железо и тес.

    В настоящее время алтарь и предалтарный иконостас главного престола с царскими вратами, выполненные из липового и соснового ипса (без окраски), восстановлены по воспоминаниям старожилов села.


Рисунки 5-7

    Колокольня
    Конструкция колокольни - двухярусный четверик, который завершается шатром с главкой на тонкой шейке. Между углами граней нижнего и верхнего ярусов располагаются сквозные арочные проемы, образующие главный вход и помещение звонницы.
    Архитектурный декор выражен более ярко. Колокола церкви не сохранились.


    Примечания автора и использованная литература:
  • [1] Архимандрит Макарий (1817-1894)
    "Памятники церковных древностей Нижегородской губернии" СПб.,1857, стр.630
  • [2] Полное собрание законов Русской империи с 1649—1825 Ст.1682
  • [3] Браславский Л.Ю. "Православные храмы Чувашии" Чувашское кн. изд-во,1995 стр.55
  • [4] Браславский Л.Ю. "Православные храмы Чувашии" Чувашское кн. изд-во,1995 стр.78

  • [5] В более древних каменных храмах апсиды имели полукруглую в плане форму. Позже появились многогранные и прямоугольные апсиды. А основной церковный объем мог иметь в плане форму прямоугольную, крестообразную и даже форму круга. Но он обязательно венчался одной или несколькими главами либо шатрами, которые в свою очередь венчались крестами. Крест являлся обязательным элементом церкви. Он мог быть 4,6 или 8-конечным либо иметь внизу над яблоком серповидную чашу. Кресты также ориентировались плоскостью с запада на восток..

        По примеру скинии Моисеевой и храма Соломонова классическая православная церковь воплощает концепцию единства трех областей: божественного, земного и небесного и соответствующее, наиболее распространенное, трехчастное деление: алтарь, средняя часть и трапезную-притвор. Алтарь, как и в ветхозаветном храме Святое Святых, означает Царство Небесное. Средняя часть, соответствующая ветхозаветному святилищу, открылась всем верующим – членам Церкви земной и Небесной. Поэтому среднюю часть нередко называют собственно храмом. Притвор соответствует двору Иерусалимского храма, где во времена Ветхого Завета находился народ.
        В православном храме в первые годы христианизации в притворе стояли оглашенные, которые готовились к принятию христианства, но еще не сподобились таинства Крещения. В древних храмах пространство притвора нередко отделялось от средней части стенкой. Позже, когда Православие окрепло и прочно вошло в жизнь общества, притвор как место пребывания оглашенных перестал играть существенную роль. Теперь иногда там стоят тяжело согрешившие.

        Среднюю часть храма от алтаря отделяет алтарный иконостас. Алтарь – главная часть храма, важнейшее место в котором занимает престол. К северу от алтаря ставится жертвенник, к югу – диаконник. Алтарь, диаконник и жервенник могут размещаться как в одном объеме, так и в отдельных. Чтобы иметь возможность служить в один день две литургии, нередко в диаконнике устраивался второй престол. Первый престол считался главным, а устроенный в диаконнике – приделанной церковью, или параекклисией.
        Определенное количество глав храма глубоко символично и связано с историей православия (один купол знаменует единство Бога, два — два естества Христа, три — Св. Троицу, четыре — 4 евангелистов, пять — Христа и 4 евангелистов, семь — 7 таинств или семь вселенских соборов). Главки сооружались и над приделами, если таковые были. Иногда над апсидой, в которой устроена придельная церковь, также устанавливалась глава.

  • [6] В качестве примера можно привести описание деревянной церкви во имя Петра и Февронии Муромских Чудотворцев (1672) в Чебоксарах, сгоревшей после непродолжительного времени существования: "Постройка представляла собой четырехгранный сруб с окнами, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный небольшой луковичной главкой, с прямоугольной апсидой, примыкающей к главному храму с востока, с запада — трапеза".


    Сборник публикаций "Храм Рождества Христова"

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2006
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2006
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz