Полный текст публикуется в разделе "Встречи со старожилами"
© А.Шабашов, К.Шабашов "КОМУ-ЖЕ КАК НЕ НАМ! ЭТО ДЕЛО НАШЕ, СВЯТОЕ" Анонс интервью с Николаем Пачковым 13 августа 2001
Лето в этом году выдалось знойное и засушливое. Где-то далеко, на востоке и западе, как утверждало радио, шли проливные ливни и воды разлившихся рек затопляли города и поселки, а над центральным Поволжьем уже какую неделю палило нещадное солнце.
От длительной жары обмелели реки, пожухла трава и даже мухи разомлели и лениво сидели по углам, в тени, не пытаясь дополнять картину размеренной сельской жизни.
 Хороших дождей не было ни в июне, ни в августе, а редкие, случайно упавшие на землю дождинки, не успевали промочить прогретую землю. Глинистая почва проселков просохла и покрылась мелкими тре-щинами, образующими причудливый рисунок, от одного взгляда на который сразу хотелось пить.
Лес за околицей стоял тихо, а вместо обычной сырости и привычного запаха грибов из него тянуло сухой духотой, напоминавшей предбанник протопленной русской бани. Воздух иногда не успевал остыть даже за ночь и замочить ноги утром, по росе, не удавалось даже при желании.
Шла вторая неделя августа 2001 года.
Именно после одного из таких душных дней, когда на село упали первые вечерние сумерки и все живое, что могло ползать, летать и ходить зашевелилось, мы отправились в гости к другу отца – Николаю Почкову.
Николай не был исключением из общего правила, он сидел на скамейке возле своего дома, вдыхая вечернюю свежесть воздуха, и очень обрадовался нашему приходу. Поговорить с другом, вспомнить людей и события, известные только им – рожденным в конце 20-х – начале 30-х годов, удавалось далеко не каждый день.
Это ли не подарок судьбы?
И хотя вспоминать можно было-бы о многом, главной темой, которая сама крутилась на языке, конечно стало возрождение сельской церккви – Храма Рождества Христова. Разговоры о начале службы, завер-шенных и начатых работах, прошлом великолепии церкви и православных традициях так или иначе превратились за два прошедших года в неотъемлемую часть встреч всех жителей села и тем более приезжих.
Поэтому осведомившись о здоровье друг друга и близких, обменявшись репликами о погоде и мнениями о видах на урожай, земляки завели разговор о новой, добротной крыше храма, мастерить которую сообща закончили по весне.
"Крышу-то добротно сделали, долго простоит, вон сколько труда…" – заметил отец.
"Кому-же как не нам. Церковь надо восстанавливать, это дело наше, святое" - поддержал Николай, - "вот и я подумал: c Господом Богом пойду, может что и выйдет".
"Да, 5 дней я тут протрудился, староста, значит - Николай Михайлович, да Ваня Лиса. Вот мы втроем-то стропилы-то и заменили, да обрешетку…"
"А кровельщики были с автозавода, мужики-то: давай, давай – мы тут проживаться не будем! Так мы без обеда, с утра и до вечера "валяли" будь здоров… Втроем значит, больше никого, а стропилы-то чай по 8 метров!"
"А что-же другие не помогали, иль не собрались?" - удивились мы с отцом.
"Ну помогать-то они помогали, Валька был и Грунин да еще Костя Чегодаев, где поддержать, подтащить или подать, ну а уж мы наверху не слезамши."
"Пять дней откатал, а Ванька четыре, и то благодаря тому, что хозяйка в Дзержинск уехала. А то сказала: если только упадешь у меня оттуда, я ходить за тобой не буду. И на самом деле, с крыши свалишься – костей не соберешь!"
"А уж она уехала в Дзержинск, мы его: Вань ты давай, помогай, ну убъешься так убъешься, схороним мы тебя. Помогать-то надо, делать-то надо…"
Село Рождественский Майдан (13 Августа, 2001)
Продолжение в разделе "Встречи со старожилами" |