Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости




В рубрике "Православие"
Татьяна
Ефремова
Публицистика

С молчаливого
разрешения автора
t_efremova@mail.ru

От редакции:

    Данная статья была впервые опубликована автором 25.12.2000 на сервере Красноярского государственного технического Университета www.krgtu.ru.



СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ РОЖДЕСТВА

    Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества – праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Но так же, как это отдельное событие перевернуло целый мир, так и воспоминание о нём вышло за рамки просто религиозного праздника и приняло характер и размах поистине общечеловеческий.
    Нет, пожалуй, другого такого праздника (разве что еще Пасха), который был бы окутан такой таинствен-ностью, пронизан ожиданием чуда, освещен верой, надеждой и любовью. Первые христиане начали отмечать Рождество Христово во II веке, а на Русь оно пришло в X веке сразу после принятия христианства.

    Торжественность византийского церковного обряда дополнилась традициями русского народного кален-даря, народными обычаями и поверьями, а после Петра I - украсилась разряженной ёлкой и фейерверками. Неповторимый образ Рождества складывался у каждого человека с раннего детства. К трогательным, щемяще-сладким ребячьим воспоминаниям юность присоединяла новые забавы и впечатления, зрелость – знания и духовный опыт, а старость - просветление и мудрость. В результате сложился тот многогранный, невыразимо-прекрасный образ самого любимого праздника, который так “вкусно” описывали наши классики, так трепетно вспоминают наши бабушки (и прабабушки). Это торжественное богослужение в храме и милый детский утрен-ник, это тихий сочельник с кутьёй и молитвой и обильное застолье во главе с рождественским гусем и яблоками, это тайные девичьи гадания в “страшные вечера” и разу-далые святочные гуляния, это мерцание “первой звезды” и ёлочной гирлянды, ожидание подарков, изобилие сластей… Господи, сколько ещё самых завораживающих образов может принимать Рождество!
    Наши соотечественники, правда, в большинстве своём ещё только начинают заново привыкать к празднику, возвращенному нам после стольких лет запретов. Новый год, слава Богу, конечно, отмечали, переняв яркую рождественскую атрибутику. Но таинственность, таинство и тайна Рождества – это совсем другое. И у нас есть шанс прикоснуться к ней. Как в душе отдельного человека - годами, так в памяти цивилизации долгими веками образ Рождества создавался и оттачивался, воплощаясь в произведениях искусства и архитектуры.

    Архитектура

    Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, безусловно, следует считать тот самый хлев в виде вертепа (пещеры), давший приют Святому семейству в ночь настоящего Рождества. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа, о ней есть свидетельства у Иустина Философа, Оригена и блаженного Иеронима.
    В 326 году Византийская царица Елена, руководствуясь сведениями о местоположении Святой пещеры, воздвигла над ней Храм Рождества Христова. Пещера лежит под алтарем храма и представляет собой про-долговатый четырехугольник. Стены и пол отделаны мрамором. Местом рождения Спасителя считается ниша или углубление, отмеченное серебряной звездой и освещаемое 15 спускающимися со свода лампадами. Надпись по латыни вокруг серебряной звезды гласит: “Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est” (“Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос”). В трех шагах от этого места видна впадина - там стояли ясли, в которые положен был Христос. Храм Рождества в Вифлееме по сей день является местом ежегодного рождествен-ского паломничества тысяч верующих и просто любопытствующих туристов.

    Сюжет Рождества встречается с IV-V веков в росписях и мозаиках многих христианских храмов. В России во все века последнего тысячелетия в городах и селах создавались храмы во имя этого величайшего события. Их архитектура, внутреннее и внешнее убранство даже не всегда впрямую касались сюжета Рождества, но звучали, как торжественная, сохраненная на века песнь в честь рождения Спасителя.
    Таким, например, явился миру в 1644 году Храм Рождества Христова в Ярославле, ознаменовав собой новый этап развития ярославской школы зодчества. Именно здесь впервые в ярославской архитектуре были применены знаменитые поливные "муравленые" зеленые изразцы, впоследствии, во второй половине XVII века, украсившие многие храмы. А Рождественская колокольня по сей день является одной из главных досто-примечательностей города. Другой замечательный памятник XVIII века – Церковь Рождества Христова в Балахне близ Нижнего Новгорода. Он возведен как главный храм угасшего впоследствии женского Рождест-венского монастыря. Не смотря на небольшие объемы, белокаменный кубический храм с пятью строгими шлемовидными куполами, увенчанными крестами архаической формы (XV - XVI вв.), производит впечатление спокойного величия и устремленности к небесам.

    Слава Богу, что и сейчас восстанавливают и строятся заново Рождественские церкви. По сообщению “Православной газеты” (Екатеринбург) 12 июня 1999 года Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил чин освящения храма Рождества Христова на Уралмаше. Это первый со времен рево-люции вновь построенный в Екатеринбурге храм.
    По мере сил и возможностей, стараниями прихожан и добровольных жертвователей воссоздают разрушен-ные сельские церкви, такие как, например, в нижегородском селе Рождественский Майдан , или в Истринском районе Подмосковья. И все эти храмы (и большие, и малые, сияющие величием и восстающие из пепла) во главе с грандиозным Храмом Христа Спасителя – отмечены печатью великого события двухтысячелетней давности.

    В храме Христа Спасителя в воссозданном внутреннем убранстве есть несколько замечательных настенных росписей, живописующих сцены рождественской ночи: Поклонение Волхвов, Поклонение пастырей и пр.. Кстати, с Храмом Христа Спасителя ассоциируется и еще один, не архитектурный, образ Рождества. История храма началась 25 декабря 1812 года. Именно в этот день, когда последний солдат 600-тысячной армии Напо-леона, вторгнувшейся в Россию, был изгнан из ее пределов, Император Александр I подписал Манифест о создании в честь победы Российского воинства, в благодарность Богу, величественного Храма во Имя Христа Спасителя в Москве. С тех пор больше ста лет в России 25 декабря (7 января по новому стилю) отмечали не только Рождество Христово, но и Победу в Отечественной войне 1812 года.
    Два года назад Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года обратилось в Государст-венную Думу РФ с предложением возродить празднование этой даты. Так что не исключено, что в нашем календаре 7 января появится еще один памятный день.
    Знаменательно, что восстановление разрушенного храма тоже началось в день Рождества: 7 января 1995 года был торжественно заложен первый камень в основание будущего здания. И теперь в воссозданном хра-ме, а также во всех действующих православных храмах и монастырях, посвященных Рождеству Христову, 7 января будет двойное торжество (если только можно себе представить усугубление великого праздника). В них будет престольный праздник. В Москве особые богослужения пройдут в Храмах Рождества Христова в Измай-лове, в селе Рождествене (Митине) и в селе Черкизове (Новоподрезкове).

    Иконопись

    Конечно, архитектура отражает образ Рождества лишь косвенно. “Образом” в прямом смысле этого слова можно считать, конечно, икону (от греч. eikon – образ, изображение). Изображения, связанные с темой Рожде-ния Спасителя (прежде всего “Поклонение волхвов”), получили распространение еще в раннехристианском искусстве, в катакомбах и саркофагах. Они встречаются в мозаиках Равенны и Рима VI века. Иконография Рождества развивалась параллельно с появлением апокрифов, в которых сцены в Вифлеемской пещере об-растали все новыми деталями и подробностями.
    Так, начиная с XVI века, появляется пространная редакция иконы “Рождество”, включающая в себя изобра-жение всех событий, так или иначе с ним связанных, - от Благовещения до бегства в Египет, избиения младенцев и убийства Захарии. Икона “Рождество Христово” входит в Иконостас русского православного храма. Подробнее об этом можно прочитать в литературе по иконописи, собранной в “Библиотеке православного христианина”. Русские иконы Рождества Христова можно посмотреть в Виртуальном каталоге икон.

    Самые древние представленные там изображения - икона новогородской школы первой четверти XV века; псковской школы начала XVI века, тверская икона того же периода, миниатюра конца XV века из “Сборника бесед на двунадесятые праздники” и другие шедевры, датированные первой и второй половиной XVI века.
    К сожалению, сайта, посвященного отдельно Рождественским иконам, в Сети нет. Но, проявив настой-чивость, кое-какие тематические подробности и “картинки”, в том числе и по современной иконе, можно найти в разделе “Иконопись” каталога на сервере автора.

    Иконописные образы сегодня живут не только в своем традиционном виде, но используются в филателии и даже нумизматике. К 2000-летию Рождества Христова на Московском монетном дворе отчеканена коллекция золотых и серебряных юбилейных медалей. В основе чеканных изображений на лицевой стороне монет – сю-жеты знаменитого Андрея Рублева и других мастеров Московской, Новгородской и прочих школ средневековой Руси. На реверсе монет – изображение Храма Христа Спасителя. Филателистов может заинтересовать почто-вая марка, посвященная Рождеству Христову. На ее рисунке воспроизведена икона "Рождество Христово" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497).

    Литература духовная

    Первоисточник наших знаний о рождении Иисуса Христа – Евангелие. Евангелисты (причем только Матфей и Лука) повествуют о событиях Святой ночи весьма строго и лаконично. Все свои трогательные детали и подробности образ Рождества приобрел благодаря апокрифам, легендам и народным преданиям, создавав-шимся на протяжении многих веков, начиная с первого столетия христианства, и в большинстве своем не вошедших в церковный канон.
    В западной апокрифической литературе, и в России, в Четьях-Минеях Дмитрия Ростовского говорится, что к яслям, где лежал Младенец, были привязаны бык и осел. Их привел Иосиф из Назарета: на осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф предназначал на продажу, чтобы уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. По преданию, эти бессловесные животные дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи. Этот рассказ проник в народ, и в духовных стихах передается почти дословно. Кстати, Святителю Димитрию принадлежит еще несколько духовных драм, из которых лучшей считается “Рождественская”. Она создана по типу юго-западных представлений-мистерий. В апокрифической литературе появились и имена Волхвов, пришедших на поклонение, и даже детали их образов – седобородый Мельхиор, Балтазар, молодой и темнокожий Гаспар. Эти подробности сразу перекочевали в светскую прозу и поэзию, особенно европейскую. Вообще, на Западе этот образ популярен настолько, что в день 7 января католики празднуют День Трех царей, трех волхвов.

    Кроме Священного писания и апокрифов, неповторимые образы Рождества создаются с древнейших времен до наших дней в каждой проповеди, написанной или произнесенной священнослужителями в честь праздника. Подумать только – до нас дошло Слово на Рождество Христово, произнесенное Святителем Григо-рием Чудотворцем, епископом Неокесарийским, жившим в 3 веке нашей эры. Он, конечно, и представить себе не мог, что его речь будут читать через 17 веков посредством столь необычного изобретения - Интернета. Хотя он, как глубоко верующий человек, наверное, не удивился бы промыслу Божию.

    Самые разные мысли и чувства вложили в свои проповеди и современные русские священники. В Сети можно найти Рождественское послание Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Проповеди Алек-сандра Меня, вологодского протоиерея Василия Павлова, московского священника Георгия Кочеткова, отца Сергия Ганьковского (настоятеля Храма Святителя Владимира в г. Королёве) и другие. В наше время, когда далеко не во всех храмах можно услышать слово пастыря на богослужении, Интернет дает возможность частично восполнить этот пробел и как следует духовно приготовиться к таинственной Рождественской ночи и к последующему веселому празднику.

    Литература светская

    Кто не знает знаменитую гоголевскую “Ночь перед Рождеством”? Это удивительная мистическая повесть, густо замешанная на народном фольклоре и искрометном юморе. И чем дальше проходит время, тем лучше она становится. Там столько уже забытых нами ярких подробностей живого народного праздника, что аж завидки берут – как смачно жили люди! Забудьте, что вы проходили Гоголя в школе, прочтите заново: уверяю вас, на многое взглянете другими глазами и придете в прекрасное рождественское настроение. И что Жуков-ского в школе “мучили” – забудьте. Его “Светлана” - ценное поэтическое руководство трепетным девицам, любящим гадать о суженом-ряженом во все времена.

    Настоящим подарком к празднику можно считать неплохую подборку русской классической прозы и поэзии, посвященную Новому году и Рождеству. Только одно перечисление авторов и названий заставит руку потя-нуться к мышке, а мышку – к ссылке. В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут вас произведения Н.Бенуа Из воспоминаний. Елка ,И.А.Бунина Новый год, Новогодние письма Бальмонта к жене, два рассказа А.П.Чехова В рождественскую ночь и Шампанское. Рассказ проходимца. Там же можно насладиться необычайно симпатичными воспоминаниями И.С.Шмелева. Рождество в Москве и Рождество. Детские воспоминания. Кстати, никто не мешает вам воссоздавать приглянувшиеся черты Рождества столет-ней давности на собственном семейном празднике. Родные будут вам только благодарны, и счастье, если у ваших детей останутся столь же трогательные воспоминания детства.

    Почти без преувеличения можно сказать, что нет такого русского поэта, в творчестве которого не затраги-вались бы темы, связанные с жизнью и спасительным подвигом Христа. Практически все отечественные поэты всех времен (вплоть до наших современников), непосредственно или косвенно касались в своем творчестве Рождества. В Рунете на разных православных сайтах можно найти прекрасный сборник “С нами Бог! Рождество в Русской поэзии 18-20 вв.”, приуроченный к великому юбилею – 2000-летию Рождества Христова. Там - стихи почти 50 русских поэтов от XVIII века до наших дней.

    Живопись

    Серьезным искусствоведческим исследованиям о воплощении Рождественского сюжета в живописи (речь идет, в основном, о западноевропейской традиции) посвящено немало реальных и виртуальных тяжелых ученых томов. В преддверье праздника их вряд ли осилишь. Поэтому я так обрадовалась, случайно обнаружив в Сети, на страницах шестого номера за 2000 год педагогической газеты “Первое сентября” (приложение “Искусство”) замечательный очерк Александра Майкапара “Новозаветные сюжеты в живописи. Рождество”. Это в меру научное и в меру популярное (вот что значит педагогика) изложение вопроса с самого начала, в прямом смысле от Рождества Христова). Это – хорошо иллюстрированный рассказ о древнехристианских изображениях, традициях живописи средневековой Европы, Эпохи Возрождения и т.п. Сколь велика была моя радость при прочтении статьи, столь горьким было разочарование после. Дело в том, что автор анонсировал публикацию в последующих номерах газеты продолжение очерка – статьи о живописи на тему “Поклонение волхвов” и “Поклонение пастухов”. Я уже сгорала от нетерпения продолжить чтение, но в седьмом номере статья только помаячила в содержании (электронного текста не было), а следов третьего опуса обнаружить вообще не удалось. Жаль ужасно. Если найдёте – буду благодарна за сообщение.

    Музыка

    “Вся церковь воссияла, - все паникадилы загорелись. И так ахнуло – “С нами Бог”… - как громом, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке…Такого пения, говорили, еще не слыхали: будто все Херувимы-Серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели: “Рождество твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума..” - такое во мне радостное стало…и я будто увидел вертеп-пещерку, ясли, пастырей и волхвов…” – так описывал Иван Шмелев свои детские впе-чатления.
    Конечно, чтобы услышать такое и пережить, в Рождественскую ночь нужно непременно побывать в храме. Недаром русское церковное пение, особенно праздничного чина, так поражает воображение. А если обра-титься к ресурсам Интернета, то тоже можно получить если не впечатление, то хотя бы представление о том, как же это всё звучит.
    На сайте “Русская духовная музыка” мужской вокальный ансамбль “Благовест” Иоанно-Дамаскинского цер-ковно-певческого Братства представил целую подборку песнопений Рождественской праздничной службы в формате mp3. Советую заглянуть на мастерски выполненный и очень обширный по содержанию новгородский сайте “Услыши глас мой”. Там можно услышать (в формате Real Audio) множество богослужебных и празд-ничных, в том числе рождественских песнопений, как канонических, так и написанных знаменитыми русскими композиторами XIX - XX вв.: Бортнянским, Кастальским, Чесноковым и др.

    После храма начинался народный праздник. По улицам сёл и деревень ходили толпы ребятишек и моло-дежи с Рождественской звездой на шесте, заходили в дома, пели христославия, колядки, поздравляли хозяев (за что получали в подарок сласти, пироги и прочую праздничную снедь).
    Александр Востриков на своей известной “Тропинке к Храму” собрал много текстов Рождественских колядок, причем не только русских, а ещё украинских и белорусских на языках оригинала. Ведь именно в южной и западной России эта традиция была наиболее красочной. В публикации использованы колядки, присланные автору сайта из типографии Киево-Печерской Лавры. Многие песнопения снабжены нотами. Но послушать их на этом сайте, к сожалению, не удастся. Музыкальное представление о них дает пение ансамбля “Светилен”, ансамбля “Древнерусский распев”, ансамбля “Сирин”, хора Валаамского монастыря (колядки в их исполнении поищите на сайте “Песни Русского Воскресения”).

    Театр

    Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Младенца, Богородицы, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рожде-нии Иисуса, поклонении ему волхвов и пастухов, жестоком царе Ироде и избиении им невинных младенцев.

    Рождественское представление – мистерия - получило большое распространение в католической Польше. Оттуда проникло на Украину, в Белоруссию и в западные районы России. В России кукольное представление назвали вертепом (в честь пещеры, в которой происходили известные события), разыгрывали его в пере-носном двухэтажном ящике, сопровождая действие пением духовных стихов. Законом вертепа запрещалось показывать куклу-Богоматерь, она всегда заменялась иконой. Не показывали и самого Младенца, лишь имитируя "за сценой" его плач. А вот волхвов, царя Ирода и других участников событий изображали с помощью небольших кукол.

    Возрождением кукольного вертепа занимаются сейчас и специалисты-этнографы и просто любители. Стал уже традиционным ежегодный фестиваль вертепов, проходящий в Москве на святочных неделях.
    Разыгрывать рождественские сюжеты с участием живых актеров раньше было не принято. Зато в наше время отказа от условностей можно сходить на спектакли разных драматических театров, например в москов-ский Духовный театр “Глас”. Там, начиная с 25 декабря, не смотря на Рождественский пост, пойдет пред-ставление “Это сам Христос-Малютка”.

    Особенно трогательные спектакли разыгрывают дети. К примеру, в Подмосковном городе Истра была по-ставлена рождественская сказка “Царь Ирод” силами приходских детей храма Рождества. По благословению благочинного о. Георгия премьера его состоялась накануне Рождества 2000 года в Центральном Доме Культуры города.
    Кроме театров, можно заглянуть и в кинотеатры (если вы еще не забыли туда дорогу). Перед Рождеством выйдет в прокат кино-мелодрама “Рождественская мистерия”. Сняли ее два режиссера-дебютанта Андрей Кравчук и Юрий Фетинг, исполнители главных ролей Чулпан Хаматова и Алексей Кравченко. Картина мало имеет отношения к классической мистерии, зато она - об истории любви, пронесенной через года. В фильме собрано все, что должно быть в сказке: летающий ангел, елка в огнях и гирляндах, много снега и хэппи-энд.

    Вместо заключения

    Путешествуя по Интернету в поисках информации о Рождестве Христовом, помимо радостных находок я сделала и печальные. Сведений о Рождестве – масса. Но обилие некомпетентности и откровенной халтуры в освещении этой темы – просто поражает. И это заставило меня всё-таки коснуться этой совсем не празд-ничной темы. Люди! Лапша на ушах – не самое лучшее рождественское блюдо. Многие подаренные нам бесплатно сведения, к сожалению, не выдерживают даже самой поверхностной критики. Чего стоит, например, утверждение, что “святки – двухнедельный период от Нового до старого Нового года”? Или то, что “наши предки издревле вынуждены были (бедненькие) поститься в Новый год и придумали по этому поводу специальные постные новогодние блюда”. Эту чушь, как говорится, “просеять” легко. Я даже ссылок на такие мелочи давать не буду. А вот распознать вопиющую безграмотность автора следующего отрывка сумеет не каждый.
    На сайте “Russian culture navigator” (заметьте – “навигатор”) в статье, подготовленной “к праздникам като-лического и православного Рождества”, некто Ольга Боброва трепетно рассказывает: “И в России…тоже сохранились древнейшие памятники, посвященные Рождеству. Это, например, Рождественская церковь 1125 года в Новгороде (северо-запад России). Рождественский собор 14-го века в городе Суздале, входящем в так называемое Золотое кольцо древнерусских городов-памятников. Сюжет Рождества Христова выполнен на вратах этого собора - золотом на меди. Или Рождественский собор в знаменитом северном Ферапонтовом монастыре, расписанный в 1500-м году выдающимся иконописцем Дионисием. Перечисляя дальше, можно было бы назвать десятки русских городов. И в этом ряду стоит, конечно, и Москва с ее Рождественским монастырем, основанным в 14-м веке. Кстати, в Центре Москвы есть улица Рождественка и Рождественский бульвар”.

    Слава Богу, автор хотела, но все-таки не стала дальше перечислять. И названного достаточно.
    Как вы отнесетесь к моему альтернативному утверждению: “Ни один из упомянутых храмов своим названием к Рождеству Христову отношения не имеет”? Да, они Рождественские, только во имя Рождества Пресвятой Богородицы (которое празднуется в сентябре). Почему-то исторически сложилось так, что в России этому событию храмы посвящались гораздо чаще. Справедливости ради, стоит сказать, что в Суздале всё-таки есть Церковь Рождества Христова, но датируется она не 14, а 18 веком (1775 г.). И не собор это, а приходская церковь… Не “Навигатор”, а Иван Сусанин какой-то.
    Я уж не говорю о некорректной формулировке, помещенной в подзаголовок этой статьи, и которая часто встречается в трудах неискушённых авторов Инета. Строго говоря, нет Рождества католического или право-славного. Рождество – одно, просто празднуется в разные дни по Юлианскому (в России) или Григорианскому (в большинстве христианских стран) календарям. Кстати, Греческая Православная церковь, как и ряд других Православных поместных церквей, перешла на Григорианский календарь и празднует Рождество одновре-менно с католиками. Но это, как говорится, к слову. Просто хочется, чтобы никакие мелочи не замутили прекрасного образа Рождества, который только начинает складываться в наших постсоветских душах и умах.

Татьяна Ефремова
декабрь 2000 года


Главная страница

ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства



1775
2002
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz