Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Православие" Татьяна ПублицистикаЕфремова | С молчаливого разрешения автора t_efremova@mail.ru | |
От редакции: Данная статья была впервые опубликована автором 25.12.2000 на сервере Красноярского государственного технического Университета www.krgtu.ru. |
СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ РОЖДЕСТВА |
Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества – праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Но так же, как это отдельное событие перевернуло целый мир, так и воспоминание о нём вышло за рамки просто религиозного праздника и приняло характер и размах поистине общечеловеческий. Торжественность византийского церковного обряда дополнилась традициями русского народного кален-даря, народными обычаями и поверьями, а после Петра I - украсилась разряженной ёлкой и фейерверками. Неповторимый образ Рождества складывался у каждого человека с раннего детства. К трогательным, щемяще-сладким ребячьим воспоминаниям юность присоединяла новые забавы и впечатления, зрелость – знания и духовный опыт, а старость - просветление и мудрость. В результате сложился тот многогранный, невыразимо-прекрасный образ самого любимого праздника, который так “вкусно” описывали наши классики, так трепетно вспоминают наши бабушки (и прабабушки). Это торжественное богослужение в храме и милый детский утрен-ник, это тихий сочельник с кутьёй и молитвой и обильное застолье во главе с рождественским гусем и яблоками, это тайные девичьи гадания в “страшные вечера” и разу-далые святочные гуляния, это мерцание “первой звезды” и ёлочной гирлянды, ожидание подарков, изобилие сластей… Господи, сколько ещё самых завораживающих образов может принимать Рождество! Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, безусловно, следует считать тот самый хлев в виде вертепа (пещеры), давший приют Святому семейству в ночь настоящего Рождества. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа, о ней есть свидетельства у Иустина Философа, Оригена и блаженного Иеронима. Сюжет Рождества встречается с
IV-V веков в росписях и мозаиках многих христианских храмов. В России во все
века последнего тысячелетия в городах и селах создавались храмы во имя этого
величайшего события. Их архитектура, внутреннее и внешнее убранство даже не
всегда впрямую касались сюжета Рождества, но звучали, как торжественная,
сохраненная на века песнь в честь рождения Спасителя. Слава Богу, что и сейчас восстанавливают и строятся заново Рождественские церкви. По сообщению “Православной газеты” (Екатеринбург) 12 июня 1999 года Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил чин освящения храма Рождества Христова на Уралмаше. Это первый со времен рево-люции вновь построенный в Екатеринбурге храм. В храме Христа Спасителя в
воссозданном внутреннем убранстве есть несколько замечательных настенных
росписей, живописующих сцены рождественской ночи: Поклонение Волхвов, Поклонение пастырей и пр.. Кстати, с Храмом Христа Спасителя ассоциируется и еще один, не архитектурный, образ Рождества. История храма началась 25 декабря 1812 года. Именно в этот день, когда последний солдат 600-тысячной армии Напо-леона,
вторгнувшейся в Россию, был изгнан из ее пределов, Император Александр I
подписал Манифест о создании в честь победы Российского воинства, в
благодарность Богу, величественного Храма во Имя Христа Спасителя в Москве. С
тех пор больше ста лет в России 25 декабря (7 января по новому стилю) отмечали
не только Рождество Христово, но и Победу в Отечественной войне 1812 года. Конечно, архитектура отражает образ Рождества лишь косвенно. “Образом” в прямом смысле этого слова можно считать, конечно, икону (от греч. eikon – образ, изображение). Изображения, связанные с темой Рожде-ния Спасителя (прежде всего “Поклонение волхвов”), получили распространение еще в раннехристианском искусстве, в катакомбах и саркофагах. Они встречаются в мозаиках Равенны и Рима VI века. Иконография Рождества развивалась параллельно с появлением апокрифов, в которых сцены в Вифлеемской пещере об-растали все новыми деталями и подробностями. Самые древние
представленные там изображения - икона новогородской школы первой четверти XV
века; псковской школы начала XVI века, тверская икона того же периода, миниатюра
конца XV века из “Сборника бесед на двунадесятые праздники” и другие шедевры,
датированные первой и второй половиной XVI века. Иконописные образы сегодня живут не только в своем традиционном виде, но используются в филателии и даже нумизматике. К 2000-летию Рождества Христова на Московском монетном дворе отчеканена коллекция золотых и серебряных юбилейных медалей. В основе чеканных изображений на лицевой стороне монет – сю-жеты знаменитого Андрея Рублева и других мастеров Московской, Новгородской и прочих школ средневековой Руси. На реверсе монет – изображение Храма Христа Спасителя. Филателистов может заинтересовать почто-вая марка, посвященная Рождеству Христову. На ее рисунке воспроизведена икона "Рождество Христово" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497). Литература духовная Первоисточник наших знаний о рождении Иисуса Христа – Евангелие. Евангелисты (причем только Матфей и Лука) повествуют о событиях Святой ночи весьма строго и лаконично. Все свои трогательные детали и подробности образ Рождества приобрел благодаря апокрифам, легендам и народным преданиям, создавав-шимся на протяжении многих веков, начиная с первого столетия христианства, и в большинстве своем не вошедших в церковный канон. Кроме Священного писания и апокрифов, неповторимые образы Рождества создаются с древнейших времен до наших дней в каждой проповеди, написанной или произнесенной священнослужителями в честь праздника. Подумать только – до нас дошло Слово на Рождество Христово, произнесенное Святителем Григо-рием Чудотворцем, епископом Неокесарийским, жившим в 3 веке нашей эры. Он, конечно, и представить себе не мог, что его речь будут читать через 17 веков посредством столь необычного изобретения - Интернета. Хотя он, как глубоко верующий человек, наверное, не удивился бы промыслу Божию. Самые разные мысли и чувства вложили в свои проповеди и современные русские священники. В Сети можно найти Рождественское послание Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Проповеди Алек-сандра Меня, вологодского протоиерея Василия Павлова, московского священника Георгия Кочеткова, отца Сергия Ганьковского (настоятеля Храма Святителя Владимира в г. Королёве) и другие. В наше время, когда далеко не во всех храмах можно услышать слово пастыря на богослужении, Интернет дает возможность частично восполнить этот пробел и как следует духовно приготовиться к таинственной Рождественской ночи и к последующему веселому празднику. Литература светскаяКто не знает знаменитую гоголевскую “Ночь перед Рождеством”? Это удивительная мистическая повесть, густо замешанная на народном фольклоре и искрометном юморе. И чем дальше проходит время, тем лучше она становится. Там столько уже забытых нами ярких подробностей живого народного праздника, что аж завидки берут – как смачно жили люди! Забудьте, что вы проходили Гоголя в школе, прочтите заново: уверяю вас, на многое взглянете другими глазами и придете в прекрасное рождественское настроение. И что Жуков-ского в школе “мучили” – забудьте. Его “Светлана” - ценное поэтическое руководство трепетным девицам, любящим гадать о суженом-ряженом во все времена. Настоящим подарком к празднику можно считать неплохую подборку русской классической прозы и поэзии, посвященную Новому году и Рождеству. Только одно перечисление авторов и названий заставит руку потя-нуться к мышке, а мышку – к ссылке. В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут вас произведения Н.Бенуа Из воспоминаний. Елка ,И.А.Бунина Новый год, Новогодние письма Бальмонта к жене, два рассказа А.П.Чехова В рождественскую ночь и Шампанское. Рассказ проходимца. Там же можно насладиться необычайно симпатичными воспоминаниями И.С.Шмелева. Рождество в Москве и Рождество. Детские воспоминания. Кстати, никто не мешает вам воссоздавать приглянувшиеся черты Рождества столет-ней давности на собственном семейном празднике. Родные будут вам только благодарны, и счастье, если у ваших детей останутся столь же трогательные воспоминания детства. Почти без преувеличения можно сказать, что нет такого русского поэта, в творчестве которого не затраги-вались бы темы, связанные с жизнью и спасительным подвигом Христа. Практически все отечественные поэты всех времен (вплоть до наших современников), непосредственно или косвенно касались в своем творчестве Рождества. В Рунете на разных православных сайтах можно найти прекрасный сборник “С нами Бог! Рождество в Русской поэзии 18-20 вв.”, приуроченный к великому юбилею – 2000-летию Рождества Христова. Там - стихи почти 50 русских поэтов от XVIII века до наших дней. ЖивописьСерьезным искусствоведческим исследованиям о воплощении Рождественского сюжета в живописи (речь идет, в основном, о западноевропейской традиции) посвящено немало реальных и виртуальных тяжелых ученых томов. В преддверье праздника их вряд ли осилишь. Поэтому я так обрадовалась, случайно обнаружив в Сети, на страницах шестого номера за 2000 год педагогической газеты “Первое сентября” (приложение “Искусство”) замечательный очерк Александра Майкапара “Новозаветные сюжеты в живописи. Рождество”. Это в меру научное и в меру популярное (вот что значит педагогика) изложение вопроса с самого начала, в прямом смысле от Рождества Христова). Это – хорошо иллюстрированный рассказ о древнехристианских изображениях, традициях живописи средневековой Европы, Эпохи Возрождения и т.п. Сколь велика была моя радость при прочтении статьи, столь горьким было разочарование после. Дело в том, что автор анонсировал публикацию в последующих номерах газеты продолжение очерка – статьи о живописи на тему “Поклонение волхвов” и “Поклонение пастухов”. Я уже сгорала от нетерпения продолжить чтение, но в седьмом номере статья только помаячила в содержании (электронного текста не было), а следов третьего опуса обнаружить вообще не удалось. Жаль ужасно. Если найдёте – буду благодарна за сообщение. Музыка “Вся церковь воссияла, - все паникадилы
загорелись. И так ахнуло – “С нами Бог”… - как громом, так и взыграло сердце,
слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке…Такого пения, говорили,
еще не слыхали: будто все Херувимы-Серафимы трубили с неба. И я почувствовал
радость, что с нами Бог. А когда запели: “Рождество твое, Христе Боже наш,
воссия мирови свет разума..” - такое во мне радостное стало…и я будто увидел
вертеп-пещерку, ясли, пастырей и волхвов…” – так описывал Иван Шмелев свои
детские впе-чатления. После храма начинался народный праздник. По улицам сёл и деревень ходили толпы ребятишек и моло-дежи с Рождественской звездой на шесте, заходили в дома, пели христославия, колядки, поздравляли хозяев (за что получали в подарок сласти, пироги и прочую праздничную снедь). Обычай устанавливать на Рождество в церквах ясли с фигурками Младенца, Богородицы, пастухов, осла и быка укоренился еще в средневековой Европе. Постепенно из этого выросло настоящее театральное действо: неподвижные фигурки были заменены куклами, с их помощью разыгрывался евангельский рассказ о рожде-нии Иисуса, поклонении ему волхвов и пастухов, жестоком царе Ироде и избиении им невинных младенцев. Рождественское представление – мистерия - получило большое распространение в католической Польше. Оттуда проникло на Украину, в Белоруссию и в западные районы России. В России кукольное представление назвали вертепом (в честь пещеры, в которой происходили известные события), разыгрывали его в пере-носном двухэтажном ящике, сопровождая действие пением духовных стихов. Законом вертепа запрещалось показывать куклу-Богоматерь, она всегда заменялась иконой. Не показывали и самого Младенца, лишь имитируя "за сценой" его плач. А вот волхвов, царя Ирода и других участников событий изображали с помощью небольших кукол. Возрождением кукольного вертепа занимаются сейчас и специалисты-этнографы и просто любители. Стал уже традиционным ежегодный фестиваль вертепов, проходящий в Москве на святочных неделях. Особенно трогательные спектакли разыгрывают дети. К примеру, в Подмосковном городе Истра была по-ставлена рождественская сказка “Царь Ирод” силами приходских детей храма Рождества. По благословению благочинного о. Георгия премьера его состоялась накануне Рождества 2000 года в Центральном Доме Культуры города. Путешествуя по
Интернету в поисках информации о Рождестве Христовом, помимо радостных находок я сделала и печальные. Сведений о Рождестве – масса. Но обилие некомпетентности и
откровенной халтуры в освещении этой темы – просто поражает. И это заставило
меня всё-таки коснуться этой совсем не празд-ничной темы. Люди! Лапша на ушах –
не самое лучшее рождественское блюдо. Многие подаренные нам бесплатно сведения,
к сожалению, не выдерживают даже самой поверхностной критики. Чего стоит,
например, утверждение, что “святки – двухнедельный период от Нового до старого
Нового года”? Или то, что “наши предки издревле вынуждены были (бедненькие)
поститься в Новый год и придумали по этому поводу специальные постные новогодние блюда”. Эту чушь, как говорится, “просеять” легко. Я даже ссылок на такие мелочи
давать не буду. А вот распознать вопиющую безграмотность автора следующего
отрывка сумеет не каждый. Татьяна Ефремова |
ХРХ: Архивные публикации | День за днем | Православие | Светлая память | Нижегородские Братства | |
1775 2002 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |