ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
До вчерашнего дня историкам и представителям православной церкви, по стечению обстоятельств, не было известно ничего о древней деревянной церкви села Рожественского (или Макрашский Майдан), но сегодня можно с полной уверенностью заявить, что церковь Рождества Христова, построенная на мирские пожертвования, существовала здесь с конца XVI века...
Представленное в настоящей статье первое описание церкви присутствует в копии с отказной книги Терюшевской волости, выданной Дарье Арчиловне Имеретинской в 1727 году, но описание это выполнено гораздо раньше, а именно в 1697-1698 годах от Рождества Христова, что и подтверждено в ее титуле «Книга ся казная Терюшевской волости 1700 году отказу Приказу Большого Дворца подъячего Никиты Минина» и препровождающем книгу тексте:
1727 году Июля по Указу его Величества Императора и самодержца всероссийского и по опре-делению Приказу Большого дворца дана сия копия из Приказа Большого дворца с отказных книг царевне Дарье Арчиловне Имеретинской для того в прошлом 1726 году Марта 30 дня в указе Бла-женные и вечнодостойные памяти ее императорского Величества из главной дворцовой канцелярии в Приказ Большого дворца, в поданном в главную дворцовую канцелярию, Царевны Дарьи Имеретинской прошении написано: в прошлом в 1700 году по указу Блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества пожалованы в вечное владение отцу ее царевичу Арчилу Вахтанговичу и ей вотчины из дворцовых волостей в Нижегородском уезде Терюшевская, Лысковская и Белогородская, а отказных де книг она не имеет, и что бы указом ее Императорского Величества повелено с отказных книг дать ей копии, и по ее Императорского Величества указу и по определению Главной дворцовой канцелярии велено по означенным Царевны Дарьи Имеретинской челобитью в приказе Большого дворца отыскав об отданных в 1700 году Царевичам Арчилу Вахтанговичу и сыну его Царевичу Александру Арчиловичу в нижегородском уезде в терюшевской, белогородской и лысковской волостях писцовые и переписные и оплатные книги и о той даче подлинный Указ и отказные книги и из оных выписав дать ей Царевне выпись из отказных книг отписи справясь в по значенным Указе те волости отданыв вечное владение, а в приказе Большого дворца по справке оные волости Царь Арчил Вахтангович и сын его Александр Арчилович поименованном пристные и вечнодостойные памяти его императорского Величества Указа отданы в вечное владение и по его Императорского Величества Указа и по определению Приказу Большого дворца показанных данных волостей с писцовых и с переписных отказных книг дать их высочеству Царевне Дарье Арчиловне Имеретинской копии; а в отказных нижегородских книгах в указ Приказу Большого дворца подъячего Никиты Минина 1700 года Июдя 10 дня написано тако с которых ниже сего копия такова:
Кроме того, в данной статье читателям предлагается ознакомиться с уникальным описанием устройства и убранства храма Рождества Христова, к сожалению, приведенным в документе без указания основных размеров.
Учитывая сложность прочтения кириллической скорописи XVI-XVII веков, а тем более используемых в тексте сокращений и вышедших из употребления слов, автор заранее приносит извинения за возможные погрешности в изложении документа и будет признателен за любые советы и комментарии.
Село Рождественское, а в нем церковь Рождества Христова рубленная клеть (1) деревянная об одной главе и крыта тесом... Алтарь выточен в рубленном брусе. А в нем царские двери (2) писаны красками.
По правую сторону образ Всемилостивого Спаса (3) и образ Рождества Христова (4) венчаны серебряной рейкой позлаченной, образ московских святителей Петра и Алексия, Ионы и Филиппа (5), писана на красках с Спасителева образа пелена крашенинновая (6)...
У Рождества Христова тафтянова (7) хоругвь (8) опушена крашенинновая (9), привязи для лампад жестяные...
По левую сторону образ Пресвятой девы Феодоровской (10), образ Николая Чудотворца писаны на красках же...Пелена под ними крашенинновая, перед ними лампады жестяные, две по семи глав...
Образ Спасителев с Апостолами по древу (11) над Светлые Праздники (12) да у правого крылоса хоругви...
По правую сторону образ Спасителев, по левую сторону образ Николая Чудотворца писаны на красках. На левой двери образ местный Христофора...
За престолом Образ Пресвятые Богородицы Знамение (13) с венцом серебряным сканным позолочена. По другую сторону образ Николая Чудотворца...
На престоле Евангелие (14) оболочено бархатом, Христово распятие и Евангелисты сребренные золочены. Христов(...) венец обложен серебром. Покров и пелена и (...) на престоле кумачевы...
На жертвеннике сосуды оловянные, кадило с кропилом и лжица резна крашены на зелени.
Оплечье атласное цветное древних лет, ризы полотняные, оплечье объяристое (объяринное), подрясник полотняный, патрахель кумачевый...
Поручи атласные цветные ветхие опушены кумачем...
Да книги: Апостол, Шестоднев, две триоди - одна постная, да одна цветная, минея общая, требник малой, два пролога; житие Николая Чудотворца, псалтырь учебная часослов...
Позади правого крылоса образ Фрола и Лавра писан на красках. В трапезе образ прижизненный отца Сергия игумена Радонежского преподобного старца да образ Ильи Пророка...
А возле церкви паперть, за трапезой с сенями колокольница о восьми столпов крест поклонный.
На ней два колокола в полтора пуда...
А поставил так церковь священник Тимофей Иванов. Еще та церковь строена и возведены все строения мирскими подаяниями...
Продолжение следует...
* * *
С дополнительными материалами и фактами к истории церкви можно ознакомиться:
В статье используются:
- Материалы из архива царей и князей Грузинских, 1720