Так рассуждал о Низовской земле кроткий и многозаботливый Царь. И "для искоренения новопрозябших там ересей" (расколов), он определил быть непременно отдельной Нижегородской Enapxии и особенному ее блюстителю.
Дожидались только удобного случая, который вскоре и открылся. В 1667 году, 12 декабря, собрались Вселенские Патриархи, вместе с представителями Русской Иepapхии, на Московский XLII собор, созванный судить обвиняемого пред Царем Патриapxa Никона. После осуждения и низложения Патриарха, в июле месяце тем же Иepapхам предложено было на суд благочестивое намерение Царя. Кроме общего Царского желания "об устроении Архиерейских престолов" в некоторых важных городах Царства Русского, собравшимся в Царских чертогах Иерархам нужно было в частности рассмотреть грамоту Патриархов Иеремии и Иова с другими духовными сановниками о том, "яко в великом княжении Низовския земли да будет Архиерей [11]". Грамоту сию, утвержденную при Царе Федоре Иоанновиче, созванные на суд Никона Вселенские и Poccийские Иepapхи рассматривали: но решительного утверждения оной не последовало; и Нижегородская Епархия открыта уже через пять лет.
Но в продолжение этих пяти лет, раскол, после совершенного Никоном исправления книг, среди Низовской земли не уменьшался, а еще увеличивался в различных видах.
Памятны в летописях Нижнего Новгорода 1671 и 1672 годы, пред самым учреждением Епархии. Первый год памятен по бунту, произведенному "богоотступником и злым умышленником, вором Стенькой Разиным". Из буйного скопища его некоторые производили смятение в Нижегородских селениях: Богородском, Мурашкине, Лыскове и других сопредельных местах; - пробирались даже, хотя без успеха, и в Нижний Новгород [12].
А в самый год открытия Нижегородской Епархии (1672 г.), кроме "большого хлебного недорода", было явное упорство от закоренелых Нижегородских раскольников.
"В Закудемском стане, рассказывается с сожалением и прискорбием в Нижегородском летописце [13], во многих селах и деревнях крестьяне к церкви Божей не приходили, и пения церковного и таинств святых не принимали и во всем, по научению от раскольников, от церкви Божей развратилися (уклонилися), и многие прельстишася с женами и детьми на овинах пожигалися".
Подобное рассказывал и обратившийся от раскола протоиерей Андрей Иоаннов.
В Нижегородской области, по его словам, "многие тысячи огнем в овинах и избах сгорели; в лесах же против Нижнего Новограда, в луговой стороне, в морильнях от учителей своих запертые померли [14]".
А по сказанию Святителя Димитрия Ростовского, в Нижегородской области, около того времени, были разные секты: и Христовщина, и самосожигатели, и из Спасова согласия [15], со всеми их грубыми, безразсудными обрядами.
Явно, что расколы в Низовской земле, пред учреждением в ней Епархии, день от дня умножались. А это опасное умножение и было причиной скорейшего открытия Епархии. С сей именно целью созван был Московский XLVI Собор (1672) в Патриаршеской Крестовой Палате. Но самаго Патриарха в то время, названое "меж Патриаршества", не было. Иоасаф II скончался (17 февраля 1672 г.); а его преемник Питирим был еще Новгородским Митрополитом.
Примечания автора:
- [11] Собрание государственных грамот и договоров, ч.IV. стр. 182. ср. Настольную грамоту Митрополита Филарета.
- [12] В Нижегородском летописце, напечатанном в XVIII части Древн. Росс. Вивлиофики.
- [13] Там же.
- [14] Протоирея Андрея Иоаннова сочинение о раскольниках, ч.1, стр.106. ср. ч.3, стр.2; ч.4, стр.1 и 2.
- [15] В Розыске Св. Димитрия Ростовского о делах раскольничьих ч.3., гл. 11, 17 и 18.
|