Я запишу, что в сердце человека
Такое чувство существует
Байрон
Приметы
Простой народ, в большинстве случаев, слепо верует в приметы, которых у него много, на каждом почти шагу, и вследствие такого настроения, располагает и обстоятельствами своей жизни, рассуждая следующим образом:
сажа загорелась в челе – гость придет; кошка лижет лапу, замывает – к гостю-же; ногу прихлопнул в двери – тоже; во время топки печи, уголь выпрыгнул на пол – опять к гостю; дрова развалились – тоже; лоб чешется или бровь – с кем нибудь кланяться; правая бровь – с родными, левая – с чужими; глаза чешутся: правый – плакать, левый – к радости; конец носа чешется – к покойнику; правая ладонь – деньги получать, левая – отдавать; горит правое ухо – о тебе правду говорят, левое – ложь; лицо горит – кто нибудь бранит; в ухе сера кипит – к теплу; случилась икота – в это время вспоминают о тебе родные; позевота – кто нибудь рядит да судит о тебе; курица поет – к беде; собака воет – к пожару, а волки к войне; ворон каркает – к покойнику; сороки щебечут – к гостям; собака копает вблизи дома яму – к покойнику; соль просыпали на столе – быть в доме соре; першит – кто нибудь к тебе спешит; дорогу перешли – пути не будет, воротись; заяц перебежал – тоже; встреча по выходе из дома с женщиной – опять пути не будет, воротись; поп идет или покойника везут – тоже; в избе матица (балочное бревно) трещит – к покойнику; кисель сваренный в имянины, предвещает смерть имянинника в тот-же год; белое пятно на ногтях рук – к обнове; если первое яйцо, снесенное весной курицей тяжелее второго и третьего, то ранний посевлучше; если же третье, то поздний посев выгоднее; во сне падаешь - ростешь, если привиделась шуба – быть в доме шуму; печь - к печали; медные деньги – к слезам, а серебряные – к радости; гора или горох – к горю; снег – к покойнику; холст – к дороге; рыба - к рыданью; рожь - к радости; новый дом – к покойнику; девка или пиво – к диву; ребенок – к прибыли; хомут – не ехать в путь; собака, волк или медведь – к другу; лошадь – на тебя ложь; пчелы – к вьюге.
Метеорологические приметы состоят из следующих: ветер во время зари утренней или вечерней – на следующий день буря; куда носом собака валяется, оттуда жди бури; курицы и галки ощипываются, вороны кричат, лошади храпят – к ненастью; дым стелется по земле, лучина горит не ясно, пузыри на лужах во время дождя – к продолжительному ненастью; в ушах звенит, кошка на полу лежит – к теплу; снежная погода – к теплу; кошка прячется на печку – к морозу; туман – к ведру, летом к груздям; красные облака по захождении солнца – к ветру; радуга – к ненастью; солнце закатилось в тучу – к ненастью-же; гром в марте – тяжелый год на людей; морозов великих шесть: никольский, рождественский, крещенский, тимофеевский, сретенский и афанасьевский; если февраль воду подпустит, то долго не будет весны; зимой круг около солнца – к великому морозу, а около луны – к ветру; иней к ведру; летом сильные росы – к ведру и к урожаю капусты и грибов; если в чистый понедельник на небе чисто, то весь год в чашке будет пусто – не уродится ни гороху, ни грибов; если иней на святках, то хороший урожай хлеба; дикие гуси летают осенью высоко – долго будет тепло, а если низко – то скоро зима; если лист с деревьев спадет скоро – то народу легко, в противном случае тяжело; вербная неделя всегда холодна; если благовещенье в среду или пятницу случится, то весь год плохо рыба будет ловиться; если в Евдокеи день (1 марта) понесет – метель все корма пометет; если нет в марте воды – то нечего ждать и в апреле травы.
Верования
Верований или такового настроения духа, когда известному факту или вещи придают что-то особенное, сверхестественное, приписывают тайную силу и действие, в простом народе также много , как и примет.
Сюда дозволим себе отнести наговоры, заговоры, привороты, отвороты, порчи, равно существование леших, домовых и т.п. Так например, при боли зубной народ обращается к знахарю, который, наговоривши, например, на соль, воск, пряник, кладет ту вещь на больной зуб. При значительном порубе, порезе – опять ходят к таковому, который заговаривает, останавливает течение крови.
Заведутся-ли летом у скота, в больном месте, черви, - отыскивают человека, который, чтобы черви околели, наговаривает, например, на лоскуток кожи и после вешает его на шею скота, или на соль, которой затем кормят больную скотину.
Если муж и жена не любят друг друга, живут не согласно, - обращаются к знахарю, который-бы приворотил не ласковое лицо. Если любовная страсть до того усилилась в человеке, что он не в силах разорвать ее, прибегают к отворотам и пр.. Равно верует народ, что злой знахарь может испортить, привязать килу, посадить в человека дьявола, и человек будет кликать, беситься; а добрый знаток сумеет отлечить, килу отвязать, беса выгнать.
Всякий домогается, на приведенные случаи, добиться или списать себе заговор, в том предубеждении, что если человек сам будет прочитывать или с собой носить заговор, или в доме держать, то ни к нему, ни к дому его не может прикоснуться никакая порча, ни сила вражия.
Приведем, для примера, некоторые из наговоров, заговоров и т.п.
- От зубной боли наговор
«Подите, дойдите, Лазаря спросите: не болят-ли у Лазаря зубы? Болят зубы, смерть – болят. Праведный Лазарь и все святые – помолитесь, а вы зубы, у раба божия такого-то болеть уймитесь, аминь»
- От течения крови заговор
«На море, на океане, на острове Буяне, шьет девка золотой ковер; у девушки золотая ниточка порвися, а у раба божия такого-то кровь бежать уймися»
- От червей заговор
Знахарь подходит с лоскутком старой кожи к кусту репейника и завязав верхушку его бечевкой, начинает пригибать куст к земле, приговаривая:
«Репейник, репейник, выведи червей из правой ноги (или другого места) у коровы шерстью черной (или рыжей), а рога калачом (или прямые); если-же ты не выведешь червей, весь род твой и подрод переведу» Сказавши эти слова, знахарь привязывает верхушку репейника к его стволу, близ корня, а кожу навязывает на шею больного скота.
- Заговор против злых людей, супостатов и оружия
«Лягу я, раб божий, помолюся, встану, перекрещуся, пойду благославлюся из избы в двери, из дверей в вороты, умоюсь росою, ключевой водою, утрусь пеленою, Богу и Спасу помолюся, на все четыре стороны поклонюся; пойду я, раб божий, в чисто поле, в зелены луга, в лесные поморья, в том чистом поле два дуба зеленые не пригнутся, ни ворохнутся; так-бы против меня, раба божия, стояли мои недруги супостаты, не тряхнулися, ни ворохнулися»
- Против супостатов
«Как стоит притворный столп нем, глух, глуп, так-бы мои супротивники были немые-бы и глухие и глупые и слепые» Этот стих нужно говорить 10 раз на воск.
- Против оружия
«Встану я, раб божий, имя рек по утру рано, на светлой заре утренней, умоюсь, наряжусь. Богу помолюсь, призываю я, раб божий, на помощь всю небесную силу, молюсь я, раб божий, святому мученику Мине: Святой заступник, помоги милостию своей, поди ко мне на помощь, к рабу (имя рек), неси на драку сопротив моих недругов-супостатов и загороди около меня, раба божия, железный тын от земли до небес длина-бы, и крой меня, раба божия, нетленной ризою от моих супротивников, от всяких снарядов, от пушечных ядер, от глиняных, от железных, от каменных, от чугунных, от свинцовых, от оловянных, от медных пулек и дробей и всякого огненного оружия, пороха и мелкия дроби, и пульки серебрянные, кременные, от железа крупного что-бы не доходили до меня, раба божия, а рассыпалися-бы в мать сырую землю, на десять сажен и не доходило-бы до меня огненное оружие и зелие пороха и разжигатися до моего тела, до моего платья, до судьбины моей смерти, а шла-бы пулька выше меня и по сторонам меня в мать сырую землю и тут пулька не выходиво веки, веков, аминь. Как пойдешь сопротив неприятелей, или встречущих тя, будь право подпоясан шелковой ниткой, или на крест, или через плечо, под пазуху положи воск. А сей список аще кто на себе несет и кто вперед его стреляет на раба божия, нерушимым соблюден будет, совершенными святыми отцы римских, иерусалимских патриархов, цареградских, константинопольских и всех святых, аминь трижды»
Примечание автора:
Как эти, так и последующие заговоры заимствованы мной из рукописной тетради крестьянина деревни Красногорки Ф.В.Писарева.
|