Списки
Простой народ верует в «Сон Богородицын» и дает ему особенную важность и силу. Сон этот можно видеть повсеместно, во многих домах, всех пяти, взятых нами, волостей.
Берегут его, как талисман. Почитают его, как святыню, и носят при себе во всяком важном случае. Добиваются, списывают и все это делают тайно. «Сон» известен у нас в трех списках и все они имеют в глазах народа одинаковое значение. Народ, из благоговения к этому «Сну» или «Списку», как обыкновенно его называют, не обращает внимание на происхождение той или иной редакции. Сообщаем здесь один из этих существующих списков.
«Спала еси почивала пресвятая и пречистая владычица Мария Богородица и приснодева в Вифлееме иудейском, на реце Иордан и приде к ней Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, от града Назарета и рече ей: о мати моя, возлюбленная пресвятая и пречистая владычица наша Богородица и приснодева Мария, скорая помощница верным, молитвенница о душах наших, утешительница всем христианам, стена нерушимая и пристанище тихое, мати моя пренепорочная, поведай мне, что еси видела о своем сыне?
И рече ему святая владычица: Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, премилосердный до грешных своих рабов и творец нам человекам и всей твари и всему миру, воедино видела в том сне Петра, Иоанна, Павла, в Дамаске граде и тебя, чадо мое возлюбленное, во славном, во святом граде Иерусалиме, всех Творца Создателя, странствующа за весь мир неповинна и возведоша на гору Голгофу и утвердиша на главе адамовой и распяша на святым твоим кресте, между двумя разбойниками; распятый се стараще сниде со креста и нас собою воскресе раб благоразумных, но братие моя, мы убо за вину страждения, а сей безвинно страдает нас ради, и рече разбойник: помяни мя, Господи, во царствии твоем и ты, Господи, рече ему: днесь со мною будеши в раю, и ты от беззаконников весьма поруган бысть от злых жидов, книжников и фарисеев и от иудеев различно биен, руце и нозе твои, Господи, ко кресту пригвождаемы бысть, тернов венец на святую твою главу весьма тесен возложен бысть, и святое лицо твое плеваша и тростию по главе биен бысть и в ребра копием прободен и лозвием шиповым биаше язвы Господа и Бога нашего Иисуса Христа и святые твоя страсти и счести невозможно, тогда солнце помрачилось во тьму и луна в кровь претворися, небо и земля потресеся, камение распадошася и мертвые святых восташеся, и завеса церковная на двое раздрася и всея твари ужасошася видящие святые твоя страсти, еже за всех претерпевшие.
Сыне Боже мой, и утроба моя розгорешася, видящи на кресте висяща Господа, за всех страждущаго неповинна человеческаго ради спасения от предателя беззаконнаго Иуды, на тридесять сребренниках окаянный оставил свет, воспринял вечную тьму, и ты, Господи, умер, Иосиф и Никодим во гробе положиша и погребен бысть и место сущие вострепеташа и снидоша во ад, Адама И Евву изведе и тридневно воскресе из мертвых и вся тварь, небеса и земля, солнце и луна возсияла и все люди возрадовася, видящи святое твое воскресение, и безбожных жидов посрамишася, и рече Господь наш Иисус Христос Сын Божий: Мати моя возлюбленная, пресвятая мати Божия, ты еси заступница, всем верным помощница христианам, праведен, во-истину, верен сон святый и непоколебимая правда, что теперь крест, страсти, смерть и воскресение и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
«Аще кто сей святой сон спишет и станет носить на себе или в дому своем держать будет и дому благодать, дух лукавый, дух зол, не прикоснется, ворам и разбойникам, кощунам, еретикам или татям, противиться не будет, аще в путь пойдет, сон сей с собою возьмет и на пути избавлен будет от огня и ружья, от пушки и ядра, и от стрелы летящие и от грома и молнии, от потопа спасение и удару и лому древеснаго и от лютых зверей и от ядовитаго змия и яду, разбою, убийств, тлетворных ветров, и от напрасные смерти, от язвы, от падучей болезни, от ветров полуденных и полуношных, и от всех злых человеков избавлен будет, при себе в чистоте в пиру великие почтен будет, от дьявольскаго похищения, от навождения от трясавицы и от всякой болезни, аще кто пред царя или пред судию, а сей сон с собой возьмет, тот человек от царя почтен будет и от судей неосужден будет, аще кто сей сон пресвятые нашея владычицы Богородицы прилежно прочитати от грехов избавлен будет, аще станет носить на себе в чистоте или в дому своем, то Господь наш Иисус Христос бывает со всею небесною силою. Аще которая жена беременна будет сон при себе иметь в чистоте, то та отроча родить легко. Аще который человек сон богородицын при смерти своей помянет или прочтет или кого заставит прочесть и тот человек избавлен будет вечные муки и от огня неугасимаго и тьмы кромешные и тартара преисподяго и прийдут ангелы божие и возмут душу его и понесут во царство небесное и отдадут душу его Аврааму в рай, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
Кроме «Сна Богородицына» простой народ верует в 12 пятниц, т.е. дней пятничных. Эти дни он почитает особенно великими и чествует их постом. Имеющие от роду 50-70 лет или постятся в эти пятницы до вечера, или-же вовсе не разрешают себе пищу. Почитание 12 пятниц народ основывает так-же на списках, которые, одинаково со «Сном Богородицыным», уважаются, переписываются и хранятся. Списки эти имеются в руках народа в двух редакциях.
Вот одна из них, в извлечении:
Сказание о 12-ти пятницах, в году бываемых, в кои должно всякому православному христианину от греха блюстися и поститися
- 1-я пятница
«На 1-неделе великого поста: кто сию пятницу постится, тот человек от напрасного смертного убийства сохранен будет».
- 2-я пятница
«Пред днем благовещения пресвятой Богородицы: кто сию пятницу постится, тот человек от потопления на реках сохранен будет».
- 3-я пятница
«На страстной неделе: кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранен будет».
- 4-я пятница
«Пред днем вознесения господня: кто сию пятницу постится, тот человек от нападения вражия сохранен будет и бесовские силы»
- 5-я пятница
«Пред днем сошествия Святого Духа: кто сию пятницу постится, тот человек от страхования бесовскаго во дни и нощи, и в пути от всех злых сохранен будет».
- 6-я пятница
«Прежде рождества Иоанна Предтеча: кто сию пятницу постится, тот человек от великого недостатка и от скудости сохранен будет».
- 7-пятница
«Прежде пророка Ильи: кто сию пятницу постится, тот человек от грому и молнии сохранен будет».
- 8-я пятница
«Прежде успения пресвятой Богородицы: кто сию пятницу постится, тот человек избавлен будет от удушения трясавицы и чародеев».
- 9-я пятница
«Пред днем воздвижения честнаго и животворящаго креста господня: кто сию пятницу постится, тот человек во время исхода души своей не устрашится на мытарствах бесовских сил».
- 10-я пятница
«Прежде архангела Михаила: кто сию пятницу постится, тот человек и имя его напишется на престоле у пресвятой Богородицы».
- 11-я пятница
«Пред рождеством Христовым: кто сию пятницу постится, тот человек при смерти узрит пресвятую Богородицу».
- 12-я пятница
«Пред богоявлением господним: кто сию пятницу постится, того человека имя записано будет у самого Иисуса Христа в животных книгах»
Наказание словес господних
«Кто в сии пятницы с женою своей сотворит блуд и зачатся у них детище, то будет нем, или разбойник, или всякому злому духу наставник».
«Аще сего моего писания послушает, поститься станет, то избавлен будет вечные муки, аминь. Аще-же кто сего моего писания не послушает, то да будет проклят и не дам на земле дождя, во время плодов земных и напущу глад и мор, еще-же напущу на вас зверей лютых, седмиглавых змиев и поядят души, все плоти ваши и пойдут души ваши в муку вечную».
«А сей список найден во святом граде Иерусалиме в церкви Архистратига Михаила, пред образом его, написан златом и запечатан, и распечатал и пред народом читал Лев, папа римский, иерусалимский, выписал из книги страстей господних, а оные страсти напечатаны благословением святейшаго патриарха Филарета Никитича, в Киеве, печерской лавре Антония и Федосия».
По тому-же, вероятно, списку есть в простом народе верования в особенные дни в году, которых, по счету 24.
Эти дни народ почитает не столько святыми, сколько, неурочными. Поэтому всякое преступление, сделанное в эти дни, непременно должно влечь за собой скорое, жестокое, и, как-бы в наказание прочим и посрамление – божеское послание.
Вот таблица этих дней:
Январь(2 и 24), Февраль (2 и 24), Март (3 и 25), Апрель (3 и 12), Май (2 и 21), Июнь (1 и 8), Июль (6 и 28), Август (6 и 18), Сентябрь (2 и 21), Октябрь (8 и 22), Ноябрь (9 и 28), Декабрь (2 и 21).
Примечание автора:
«Сии святые дни подобает храниться от всякого греха и блуда»
Списано с рукописной тетради крестьянина села Чернуха М.Т.Тулина.
Сверх указанных нами списков, имеется в простом народе «Описание древа крестнаго» на котором распят был Господь наш Иисус Христос. Согласно с этим описанием, простой народ имеет и понятие о дереве и верования, и толкования свои.
О древе крестном
«Егда Адам изнеможе к смерти, после сына своего Сифа до рая, просити от ангела о помощи и облегчении от болезни, и даде Сифу ангел три зерна от плода заповеданнаго древа, и егда Сиф, от ангела вземши, принесе к отцу и не застал его жива, но умерша, тогда посадили три зерна, на гроб отца своего, и от тех трех зерен в три лета три древа израстеша: кипарис, кедр и певга, и быша разделены на трое. А потом другие лета росли и тако срастошася в едино древо великое и вверху на трое разыдошася особыми верхи. И коемуждо явися дивно зримое, понеже три оны корень зрятся, и три верьхи, средина-же едина сраслена и преизлишне красно бысть.
И стояло то дерево до царя Соломона иерусалимского. Соломону-же царю, созидающу храм божественный святая святых, и многим хитрецам коемуждо дело вручено промышляти на украшение. Тогда приспе нужда древесем добрым. Хитрецы-же повсюду на взыскание древес уклонишася, обретоша и то тричасное древо. О немже собравшимся хитрецем и обходящим во круг древа того взирающе и вси лепоте его безмерной дивашася. Но чудном-же видении, подсекоша дерево и много хитростными возилы подъемше, привезоша ко храму. Егда-же то древо измеривше и по мере отрубиша, на высоту подъемше, идеже положише его, тогда оное явися кратко, потом спустиша долу: хитрецы-же укоризнами укориши себе, мняще не добры быти дела того, и паки измеривши отсекоша и положиша тамо, иде-же требуется, тогда явися им лишне потреба долготою, сие творяше трижды, да како-либо к деланию угодно будет, но ничто-же можаху сотвориши, доброте-же древа чудящуся зело царю Соломону и жалеющу неугодности ради, обаче не восхоте бездельно оставиши его, паки измерив сам долготу его, повеле отрубити, и со тщанием горе вознесоша; но древо паки кратко обретеся.
Познав-же Соломон царь божественному промыслу быти, повеле положити то древо чрез пруд овчей купели, вместо мостовины, дабы по нему ходили; егда-же царица савская приеде во Иерусалим слышати и видети премудрость Соломонову и к реченному месту пойде, узревше оное древо, не хотяше идти по нем, но пророчески рече к древу:
«О треблаженное древо, на немже распнется Господь Бог и Царь наш от Иудей»
Потом оное древо закопавше глубоко в землю, при овчей купели, чтоб никогда рук человеческих не дошло, и по мнозех летах то дерево из земли вымыло водою и на воде плавало. Егда-же Христос Господь естество человеческое восприять в мире прииде, жидове-же емше Иисуса, и по многих поруганиях восхотеша на кресте распяти, яко Себе Сына Божия нарече, и искали древа тяжкаго, дабы Христу труд велий сотворити, узревши оное древо намоклое, взяли от воды, и крест Христу таков тяжкий соделавше и не можно было Ему нести, тяжести ради, в несении помогал ему Симон киринейский, на том кресте распяти Иисуса. Древо-же сие росло 3553 года»
Примечание автора:
Описание это взято из рукописной тетради крестьянки села Вередеева М.Я.Катяевой
|