В селе имеется, открытая в 1867 году, начальная народная школа, которая помещается в пожертвованном приходским обществом доме. Дом этот, в котором было прежде волостное правление, преведенное в деревню Щербинки или Новую, в настоящее время значительно обветшал; состоит он из 2 комнат - классной и учитель-ской (2 сажени и 1 аршин квадратный каждая), разъединенных между собой холодными сенями, в которых, за отсутствием какой-бы то ни было пристройки, складываются дрова.
Со времени открытия училища по настоящее время всех поступивших в него учеников насчитывается 190 человек, в числе их 16 девочек. По времени поступления учеников было: в 1867 году – 51; 1868 – 12; 1869 –20; 1870 – 8; 1871 – 17; 1872 – 19; 1873 – 20; 1874 – 27, а в 1875 – 16.
В настоящее время (1876) учащихся – 42 мальчика и 6 девочек, вероисповедания православного; из них 7 духовного происхождения, 1 мещанского, остальные – крестьянского.
Меньший и старший возраст учеников от 7 до 12 лет включительно. Ученики делятся на три отделения. Не считая награжденных книгами, учеников, получивших похвальные листы, было со времени открытия училища 6 человек, а получивших свидетельства в знании курса начальных народных училищ - 4 человека.
Приходящих из приходских деревень учеников – 11; из Кусаковки, находящейся в 1 ? версте – 8; из Горок, в таком же расстоянии – 2; из Ройки, в 4 верстах – 1.
Исключая первого, живущего в селе, у родственников, прочие деревенские ученики, запасясь на день домашним хлебом, ночевать ходят домой.
Учение в школе начинается обыкновенно в конце сентября или в начале октября, оканчивается в конце апреля или в начале мая.
Начало и окончание учения в школе тесно связано с началом и окончанием полевых работ; кроме того начало учения зависит также от не единовременного поступления учеников в школу и от промедления сбора денег с общества на отопление и прочие нужды училища.
Часы школьных занятий делятся на утренние и послеобеденные, начинаясь утром с 8, оканчиваясь в 11 часов 45 минут, а после обеда – с 1 до 3 часов 15 минут; первый период их с двумя переменами в 15 и 30 минут, второй с одной переменой в 15 минут.
Главными руководствами для наставников при обучении чтению, письму, арифметике и закону божию служат книги: Ушинского, Паульсона (Грубе), Евтушевского, "Письмо-чтение" (издание казанского учебного округа), свя-щенная история Д.Соколова, Базарова и перевод на русский язык общеупотребительных молитв протоирея М.Чемены.
Способ обучения чтению, письму и арифметике до 1870 года зависел от личного выбора наставника, но со времени бывшего в том году учительского съезда принят способ, указанный инспектором народных училищ А.И.Раевским, - катехизический, объяснительный.
Пения, в смысле преподавания, не введено, но ученики вместе с наставниками поют по слуху некоторые молитвы и избранные детские и народные песни.
Для поддержания дисциплины в школе принимаются следующие меры: замечание, внушение, пристыжение, перемещение ученика на другое место, оставление на непродолжительное время в классе вне занятий и, в крайних случаях, ставление столбом и на колена, также и жалоба родителям.
До 1870 года занятия по преподаванию в школе разделялись между 2 приходскими священниками и дья-коном; с показанного же времени учительство, а затем через 2 года, и законоучительство поручено было училищным советом одному священнику, который в настоящее время состоит только законоучитилем*, а учительницей – кончившая курс епархиального женского училища А.И.Аменова. Жалованья получают от зем-ства: законоучитель – 30 рублей, учительница – 125 рублей в год.
Учитывая, что наличного населения в Борисовском 768 человек обоего пола, следовательно 1 учащийся приходится равно на 16 человек жителей; но приложив к числу учеников борисовской школы еще 40 человек берего-новинской, находящейся в одном приходе с первой, и сопоставив показанное число учеников обеих школ со всем приходским населением 2819 жителей, придется 1 учащийся на 32 человека.
Благодаря денежной субсидии от государственного казначейства, вместо бывшей крайне неудовлетво-рительной мебели, борисовская школа в настоящее время имеет хотя и не затейливую, но довольно прочную и удобную.
Приходские общества платят на содержание борисовского училища по 3 копейки с души. Во всем борисов-ском приходе взрослых грамотников мужского пола – 312, женского – 23; в числе их умеющих только читать – 31 человек.
До открытия школы в селе Борисовском грамота приобреталась крестьянскими детьми, большей частью, у духовенства, в среде которого особого внимания заслужил в этом деле причетник В.Зефиров, который занимался обучением детей 24 года (с 1844 по 1868), имея каждогодно учеников от 15 до 20 человек, за что и получил от правительства серебряную медаль "За усердие".
В приходской же деревне Береговых Новинках, до открытия здесь школы, обучал грамоте крестьянских детей, в продолжение 25 лет, нижегородский мещанин, некто Гервас Захаров, для которого обучение детей составляло не одно только ремесло, но положительное призвание. В настоящее время этому, никем незамеченному труженику, подготовившему, можно сказать, почву для здешней школы, пришлось на старости лет кормиться милостыней.
Грамотность прежде, до открытия школ, ограничивалась умением только читать машинально и писать, и далее не шла; случалось даже, что потом и забывалась; напротив, школьное обучение, как основанное на разумном преподавании, развивает в детях охоту к чтению даже и на выходе из школы.
Грамотность взрослых имеет применение, по преимуществу, в отношении к торговле, а школьная, кроме того, изменяет взгляд молодого поколения как на саму школу, так и на образ жизни крестьян вообще: на хозяйство, воспитание детей и на их обязанности, - хотя все это проявляется пока в слабых еще очертаниях.
Большая часть окончивших курс учения в школе определяется в Нижнем Новгороде в магазины, лавки и трактирные заведения; некоторые отдаются в обучение какому-либо ремеслу. Книги для чтения берутся взрослыми грамотниками, по большей части, из церковной библиотеки, а также и из школьной.
|