Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Очерк города Княгинина
и его уезда

А.С. Коробкин

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


ОЧЕРК ГОРОДА КНЯГИНИНА И ЕГО УЕЗДА

Нижегородской губернии

    Русские и мордва исповедания православного; но значительная их часть держится "старой веры"; хотя в последнее время правительство наше и не преследует раскольников (кроме сект, признаваемых вредными), за их религиозные убеждения, но последователи раскола уже издревле усвоили себе за правило таиться от глаз администрации, почему и весьма трудно с точностью определить их число и сущность религиозных толков.
    Впрочем мне представилась возможность собрать некоторые сведения о расколе княгининского уезда. Здесь существуют следующие секты:

  • "Спасова согласия" последователи которой находятся в селениях: Картмазовке, Вельдеманове***, Кеньшеве, Кочунове, Большой Якшени, Наумове, Чембасове и Княже Павлове;
  • "поморцы" - в селах: Рождественне, Нелюбове, Картмазове
  • "австрийского священства" - в селе Большом Мурашкине и деревнях: Казачьей Слободе, Хлыстове;

    Число приверженцев раскола постоянно увеличивается, чему способствует малограмотность массы и нераз-витость духовенства, но "скопцов" и "молокан", словом последователей сект признаваемых вредными, не встречается.

    Примечание автора:
    *** Село Вельдеманово - родина патриарха Никона
    **** Село Мурашкино XVII столетии было городом. Город Мурашкин принадлежал Борису Ивановичу Морозову и во время набегов Разина был разграблен.

    Живущая в уезде мордва, принадлежащая к племени эрзя, совершенно утратила свой национальный харак-тер. Молодое поколение вовсе не носит мордовского костюма, не знает родного наречия и привержено к господствующей церкви, хотя и суеверно до крайности.
    Воспоминания о "кереметях", моленьях в лесу, жертвоприношениях и разных языческих обрядах сохраня-ются лишь в памяти старого, отживающего свой век поколения.
    Село Ревезень – эта, по преданию, столица мордовского царства не имеет ничего своеобразного.

    Татары живут только в одном селении - в деревне Камкиной*', расположенной на реке Пьяне. Местопо-ложение Камкиной, как и вообще всех деревень, населенных татарами, выбиравшими при своем выдворении, по праву сильного лучшие места, вполне хорошо в экономическом отношении.
    Цыгане, число которых весьма незначительно, приписаны к некоторым селениям; но ведут жизнь кочевую и землепашеством не занимаются.

    Примечание автора:
    *' В "Списке населенных мест российской империи" деревня Фоминка неправильно показана населенною татарами, жители ее все русские, искони.

    Преобладающее занятие жителей уезда хлебопашество; по этому большинство населения, привязанное к родному очагу, не отличается развитостью.

    В уезде 22 школы, что относительно общей цифры народонаселения очевидно недостаточно; да и вообще дело народного образования идет медленно. Совершенно справедливо мнение высказанное между прочим в брошюре "Школьное дело в Нижегородском Поволжьи", что успеху распространения грамотности в княги-нинском уезде вредит ограниченное жалованье сельских учителей. Толковые учителя, в большинстве бедняки, при скудном жалованьи, бегут из школ при первом удобном случае, оставляя их на руки духовенства.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz