Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости |
| ||
В рубрике "Православие" Питирим Епископ Нижегородский и Алатырский (1719-1738) Архимандрит Макарий Из истории Нижегородских Иерархов (1672-1850) | Публикуется в сокращенном варианте |
ПИТИРИМ ЕПИСКОП НИЖЕГОРОДСКИЙ и АЛАТЫРСКИЙ | ||||
... со времени вступления Питирима на Епископскую кафедру. Петр I был весьма доволен встречей любимого и уважаемого им Преосвященного, и явил ему тотчас, по словам современника, «в галере всерадостную и превысокую милость». По прибытии в город, Царь остановился в доме Строгановых, близь Рождественской церкви. На другой день, в Воскресенье 27 мая, он был в соборной церкви Преображения Господня у Литургии, которую совершал соборный протоирей Алексей Васильев. По окончании Литургии, Петр Великий посетил Преосвященного Питирима, «кушал хлеба у него с боярами, князьями и христолюбивым воинством», долго беседовал с ним о пастве и его действиях против раскольников. После того, в продолжении двух с половиной дней, Царь зани-мался делами гражданскими, был у Вице-Губернатора Ржевского, осматривал устройство города и судо-ходство. В самый день своего рождения, 50-летний Государь с Императрицей был у литургии в Спасопреоб-раженском соборе. Во время литургии сам пел со своими певчими на правом клиросе и сам читал Апостол. Литургию совершал тогда Преосвященный Питирим с Филаретом, Архимандритом Желтоводской обители [87], ключарем Иоанном и с Царским путевым протодиаконом. Из собора, где осматривал он памятники и воздал честь думному дворянину Косме Минину, «истинному спасителю отечества», Государь вместе с супрогой и боярами был опять у Преосвященного Питирима, пригласил его к обеденному столу, за которым праздновал пятидесятилетие своей жизни, на 500 году существования Нижнего Новгорода. После обеда, в день своего рождения, Петр Великий был в ратуше и в доме бургомистра Якова Пушникова, а в два часа ночи простился с Питиримом и гражданскими чиновниками. Из Нижнего Новгорода отправился он к Астрахани, вниз по реке Волге, на прежних москворецких судах. Еще 30 мая, при окончании в соборе торжественной литургии, Архимандрит Филарет просил Царя удостоить посещением управляемую им Макарьево-Желтоводскую обитель. Его встретили на лодке Архимандрит с келарем и казначеем. «Благовесту», по приказанию Царя, в монастыре не было. Расспросив об ярмарке, о строении гостинного двора, о сборах ярмарочных, Петр I осматривал монастырские здания и ограду, был в соборной Архангельской и Макарьевской церквях, прикладываясь ко святым иконам с чувством молитвенного благоговения. Всего времени в Макарьевском монастыре Петр Великий был три часа, из коих полтора пробыл в келиях Архимандрита. Утешительно было Питириму встречать и провожать Императора, своего покровителя и защитника. Но тяжко было, в том же 1722 году 17 сентября, видеть пожар, от которого сгорел Нижегородский Благовещенский монастырь со всеми зданиями, церквями и находившимися вблизи него Нижнепосадскими приходами. Заботясь об устройстве монастыря и возобновлении церквей, Преосвященный помогал сам и ходотайствовал о вспомоществовании пред Святейшим Синодом [89]. И во всякое другое время, когда замечал недостаток в содержании служителей алтаря, он отыскивал средства к пособию им: обращался за помощью к Царю, а на некоторые владения имел право давать указы от своего имени и жертвовал в случае нужды из доходов своего Архиерейского дома. Для достижения своей цели, смотря по нуждам, он употреблял и кроткие и строгие меры. Так, например, он видел, что одним из важных препятствий к обращению раскольников и причиной неудовольствия обратив-шихся к православию было то, что их принуждали к бритию бороды и к ношению нерусского платья, а за неисполнение сего брали положенный денежный штраф, именно «за ношение Русского платья и бороды».
Предвидя пользу от таковых намерений ревнителя православия, Петр Великий первое его представление тотчас приказал привести в исполнение указом 1722 года 22 ноября. А после, в 1724 году 13 ноября, согласно также с прошением Питирима, Царь повелел давать обратившимся от раскола, мужчинам и женщинам, какой-нибудь отличительный знак, дабы под их видом не могли скрываться необратившиеся, и дабы отличался плативший оброчные деньги от неплатившего [90]. Примечания автора:
| ||||
| ||||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |