Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Рецепты | Новости

В рубрике "Православие"

Питирим Епископ
Нижегородский и Алатырский
(1719-1738)

Архимандрит Макарий
Из истории Нижегородских Иерархов
(1672-1850)


Публикуется
в сокращенном
варианте


ПИТИРИМ ЕПИСКОП НИЖЕГОРОДСКИЙ и АЛАТЫРСКИЙ

(продолжение)

    В последние годы многотрудной жизни своей, Питирим, приобретший себе довольное число сотрудников, обращал к православной вере безчисленное множество раскольников и устроил для них новые церкви. Еще за 11 лет до смерти своей, он 13 Марта 1727 года доносил Святейшему Синоду, что «во время ведомства его незаписных крыющихся раскольников сыскано, и от расколов ко святой Церкви обращено и присягою свидетельствовано, и исповедано и св. Таин приобщено во всей Нижегородской Епархии, купно с городами приписной к ней Синодальной области [102], с 60,000 человек».
    Но поелику в этом доношении не показано, кто именно и где живут обращенные 60,000 раскольников; то указом 24 Июля того же 1727 года, «велено ему в скорое время учинитьобстоятельное известие, колико в которых уездах и в чьих вотчинах обратившихся и необратившихся раскольников обретается и в каком состо-янии ныне оные обращенные происходят» [103].

    При пособии вице-губернатора капитан-лейтенанта Ржевского и своих помощников, требуемое известие было им приготовлено. Вместо 60,000 насчитано было обращенных в продолжение шести лет, от 1718 до 1724 года, 68,462 человека с указанием в каком городе и уезде сколько из них обращено в православие [104].

    Такое обращение, при содействии благодати Божией, совершалось с удивительно быстрым успехом. Целыми толпами приходили к убеждавшему их Архиепископу и обращались от раскола. Православная церковь заметно возрастала от приобретения новых своих чад. Уединенные скиты укрывавшихся раскольников время от времени пустели. Из числа 94 раскольнических скитов Питирим не успел уничтожить только двух в Оленеве и Шарпане.
    Срамные дела перестали скрываться под ложным покровом благочестия; буйный раскольнический фанатизм охладел; самые дебри Чернораменские и Керженские перестали видеть жалких суеверов в таком множестве, в каком они населяемы были до Питирима. Среди торжествовавшего православия, сколько именно оставалось и обратилось раскольников, это видно из отчета, представленного от духовной Консистории в 1737 году Питириму, за год до его смерти. Здесь показано, что в настоящей Нижегородской Епархии между 367,790 жителями оставалось раскольников только 608 душ обоего пола; а в приписной Епархии, где был преимущественно раскольнический притон, между 357,863 жителями насчитывалось раскольников обоего также пола 7269 человек [105].

    Известно даже и о самых Чернораменских лесах, наполненных скитами, что из числа 40,000 записных раскольников, бывших там в 1716 году, оставалось еще за 6 лет до кончины Питирима только 2249 необращенных «скитников» [106].

    Таким образом, соображая различные доношения Питирима Святейшему Синоду и показания других лиц, должно положить, что в продолжение 19-летнего его управления Нижегородскою Епархией обращено им от раскола к православию около 80,000 человек, не считая тех, кои обращены им прежде в сане игумена и Архимандрита.

    Вместе с успешным приведением к православию раскольников, Питирим обращал к христианской вере и обитавших в своей Епархии иноверцев. С 1727 года попечением сего Архипастыря учреждено несколько общежительных монастырей для проповедывавших христианскую веру магометанам и язычникам. Его труды и здесь, как при обращении раскольников, не остались без успеха. В Нижегородской с окрестными ей Епархиями, во время его управления, «несколько тысяч иноверцев магометанского закона и идолопок-лонников, по увещанию святого писания, обращено и в содержании христианского закона были наставлены» [107].


    Примечания автора:
  • [102] При Преосвященном Питириме Нижегородская Епархия делилась на две части: «на Епархию настоящую и приписную к ней из Синодальной области».

        Настоящую Епархию составляли принадлежавшие

    • Нижегородской провинции:
      1. Нижний Новгород
      2. Нижегородский уезд
    • Алатырской провинции:
      1. Алатырь
      2. Алатырский уезд
      3. Курмыш
      4. Курмышский уезд
      5. Ядрин
      6. Ядринский уезд

        Вторую часть Нижегородской Епархии составляли Нижегородской также провинции: 1) г.Балахна 2) Балахнинский уезд 3) Юрьевец Поволгский 4) Юрьевецкий уезд; Арзамасской провинции: 5) Арзамас 6) Арзамасский уезд Владимирской провинции: 7) Гороховец 8) Гороховский уезд 9) Владимирского уезда Ярополчьская волость или десятина 10) Галицкой провинции и Галицкого уезда – Ветлужская волость или десятина.

        Последняя часть Нижегородской Епархии была предоставлена Петром Великим под личное заведывание Питирима, после Петра I была отнимаема от него, а Императрицею Анной Иоановной опять была предоставлена. Что касается до обширности настоящей и приписной Нижегородской Епархии при Преосвященном Питириме, то в ней за 1737 год считалось 952 церкви, 916 приходов, 86987 дворов, 726355 жителей мужеского и женского пола. Сюда не входило число безприходных монастырей и лиц монашествующих. А самых монастырей, мужеских и женских, в настоящей и приписной Нижегородской Епархии, за 1725 год, считалось 78, кои делились в то время на «настоящие и приписные». Взято из бумаг Нижегородского консисторского архива.



  • [103] Копия с указа в Нижегородском консисторском архиве, за скрепою на подлинном секретаря Василия Тишина.
  • [104] Росписные табели обращенных Питиримом раскольников с его доношением, Нижегородский консисторский архив.
  • [105] Это видно из общей табели, составленной членами Нижегородской духовной Консистории и найденной в ее архиве.

  • [106] Полное Собрание законов т.VIII Указ 1732 года 21 Июля; ср. С указом 1762 года. Ист. Русской Церкви Преосвященного Филарета пер. V, стр.137.
  • [107] Полное Собрание законов т.XI N8236 ср. N8075, где упоминается о крещении в 1731 году мордвина Федора Догады, который после того чрез 9 лет, мало по малу, успел обратить в христианскую веру всю свою мордовскую деревню Камкино, принадлежащую к Арзамасскому уезду и сделавшуюся с этого времени селом. Словарь Истории Митрополита Евгения т.II стр.175.


    Сборник публикаций "История Нижегородской Епархии"

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2002
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Fair.ru Ярмарка сайтов

Hosted by uCoz