Включение дворов и служебных построек в композицию жилья позволяло создавать сооружения, разнообразные по объемам и живописные по силуэту.
Конструкции домов отличаются простотой и продуманностью. Сруб рубился, как правило с остатком.
Основанием для него служили большого диаметра бревна, положенные непосредственно на землю или на врытые в землю
толстые вертикально поставленные столбы. В более поздних сооружениях нередко встречается фундамент, выложенный из кирпича.
Как уже указывалось, в древних сооружениях фронтон рубили из бревен ("самцов"), которые вместе
со связывающими их слегами служили основной несущей конструкцией крыши. Затем, с появлением стропил, "самцы"
стали заменять дощатым заполнением фронтона.
Дом Гришаковых в деревне Окишино Лысковского района
Одноэтажный дом клетью крылся обычно на два ската; одноэтажный дом-пятистенок,
наряду с покрытием на два ската, нередко имеет четырехскатное покрытие, причем для последнего случая характерно
наличие мезонина.
Двухэтажная клеть и пятистенок имеют аналогичные системы покрытия. Материалом для кровли служили
в основном тес, затем солома и дранка, позднее - железо.
В большинстве домов бревенчатый сруб выступает в своем непосредственном виде. Обшивка тесом и обработка
выступающих торцов бревен в виде пилястр характерны для более поздних сооружений.
Одним из старейших среди сохранившихся одноэтажных жилых сооружений
в народном творчестве Поволжья являются дом Дорониных в деревне Овчинкино и дом Лоховых в деревне Вашкино
Чкаловского района Горьковской области. Их постройка относится к началу XIX века. В композиции этих сооружений особенно
сильно сказываются художественные традиции старины.
Хотя в доме Дорониных и доме Лоховых отсутствуют "самцы" и крыша устроена на стропилах, народные
мастера широко применили здесь архитектурные формы, характерные для сооружений с "самцовыми" фронтонами.
По скосу крыши идут украшенные резьбой причелины; выступы повальных бревен прикрыты силуэтами коней. На фасаде
по сторонам большого "красного" окна, подчеркивающего вертикальную ось, которая была особенно ярко выражена
в старинных избах с крышами на "самцах", расположены небольшие "волоковые" окна.
В доме Лоховых имеются даже такие очень древние детали, как "курицы" - консоли,
сделанные из корневищ, и поддерживаемые ими водотечники, служащие водо-сточными желобами и опорою для кровельного
теса.
Единственная деталь, которая появилась в результате замены "самцов" стропильными конструк-циями,
это лобовая доска, при-крывающая место перехода бре-венчатой стены в дощатое запол-нение фронтона.
Интерьер дома Лоховых в деревне Вашкино Чкаловского района
Выдающимся примером одноэтажных жилых домов Поволжья является дом Авакимовых
в Городце. Хотя он построен сравнительно недавно, в 1868 году, здание уже сильно разрушено. Исчезли дворовые
постройки, от резных ворот осталась одна "верея" [3]. Заново построены сени. В неприкосновенности сохранилась
лишь зимняя изба. Но даже и в таком виде архитектура дома производит сильное впе-чатление.
План избы является типичным планом избы клетью. Приближаясь
к квадрату размером 5х5 метров, он отличается необычной простотой и продуманностью расположения
всех элементов. В нем сказывается народная строительная мудрость, которая на протяжении веков совершенствовала
план жилья, доведя его до степени полной законченности.
План избы, расположение окон, печи - все подчинено укладу жизни дореволюционного крестьянина.
По левую сторону от входа в избу расположены печь с лежанкой и пространство,
ограниченное невысокой перегородкой, называемое "упечь" или "стряпушечья", где происходит приготовление
пищи. В передней правой части избы стоит стол и тут же рядом, в "красном" углу, - божница. Эта часть
избы, являющаяся как бы парадной и деловой, особенно хорошо освещена. В затемненном заднем углу поставлена
кровать, а выше устроены полати. Вместе с лежанкой они служат местом отдыха крестьянина.
В композиции наружных частей дома Авакимовых так же, как и в ранее упомянутых домах
Дорониных и Лоховых, сказалось стремление мастера соединить древние традиционные формы архитектуры с новыми
композиционными приемами и новыми мотивами резного убранства зданий.
В этом доме имеются широкие причелины с полотенцами и фигурными изображениями коней,
прикрывающими торцы выступов повальных бревен. Эти выступы, образующие как бы кронштейны для поддерживания мощного
навеса кровли, обработаны в своей нижней части обычным в таких случаях мотивом геометрического
узора в виде треугольников и ромбов.
Однако в отличии от более ранних построек на главном фасаде применены
лишь большие - "красные" окна, а волоковое имеется только на боковом.
Примечание
"Верея" - вертикально поставленный столб, к которому крепятся полотнища ворот или калитки.
Обычно такие столбы украшались резьбой или были обработаны выступающими полуколонками.