Если у городов бывают юбилеи, то почему их не может быть у села?
Очень даже могут быть и не какие-нибудь там мифические, а настоящие исторические юбилеи. Вот, например, селу
Рождественский Майдан исполнилось 325 лет. А для сомневающихся приводим факты:
«Новый починок, что был Макрашской Майдан, а ныне село Рожественское, а в нем пришлые крестьяне»
- именно так записано в Переписной книге Терюшевской волости 201 года (1693 год от Рож-дества Христова) стольником
Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым.
Уже в 1693 году в селе насчитывалось 69 дворов, 72 человека и 59 детей, по всей видимости, женщин тогда за человека
считать было не принято.
Кто же те «пришлые крестьяне», которые решили обосноваться на этом месте?
К своему удивлению обнаружим, что основу переселенцев составляют выходцы из Суздальского и Владимирского уездов (41%). А общий состав
переселенцев так разнообразен, как большая нижегородская ярмарка. Кроме крестьян из окружающих деревень Нижегородского уезда (16%)
здесь обосновались семьи из Юрьевского, Вологод-ского, Галичского, Кинешемского, Костромского, Ярославского и других уездов.
Попытаемся понять когда и кто первый решил обосноваться на Макрашском Майдане? И в этом нам поможет расспрос
крестьян учиненный Иваном Ушаковым и подъячим Матвеем Козловым во время переписи Терюшевской волости в 1693 году:
«Степка Исаков, а у него сын Климка десяти лет, в расспросе сказали, что они Княжеского
уезда вотчины Федора Михайлова сына Румянцева села Румянцева бывали крестьяне. А в село Рожествен-ское пришли жить тому
четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Афонька Сергеев сын Воробьев, а у него сын Сергунька двух лет, в расспросе сказал,
что родился в селе Терюшево» (Прим. автора: Нижегородский уезд).
«Матвей Васильев в расспросе сказал на родину в Суздальском уезде вотчины
Богоявленского Монастыря, что на Москве, села Дубакино деревни Горшково крестьянином
был, а в Рожественское пришел жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Левка Васильев, а у него два сына Матюшка да Демка женатые.
У него на дворе в особых избах два сына ясачно. Максимов ясачный сын Сидорка восьми лет.
В расспросе сказали на родину в Вологодском уезде в вотчине Ростовского Митрополита, деревни Дубаново
бывали крестьянами, а в Рожествен-ское пришли жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Ивашко Филипов сын Попов, а у него сын Миняшка трех лет, в расспросе
сказал на родину в Суздальском уезде вотчины Богоявленского Монастыря, что на Москве, деревни Горшково кресть-янином был,
а в Рожественское пришел жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рож-дества Христова).
«Аношка Сергеев в расспросе сказал, что родина в селе Терюшево, а в Рожественское
пришел сеять тому пять лет» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Феклист Алексеев сын Шелохов, а у него сын Васька одного году. А в расспросе сказал,
что родился в селе Терюшеве, в Рожественское пришел жить тому пять годов» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашка Арефьев, а у него сын Гришка женат.
У него Ивана на дворе в особой избе зять Андрюшка Никифоров.
У него в соседях Викула Куприянов, у него сын Сидорка женат, Ивашки Арефьева зять. В расспросе сказал, что родина
их в Вологодском уезде вотчины Спасского-Преображенского мона-стыря, деревни Сщекино были крестьяне,
а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«А Викула в расспросе сказал на родине в Кинешемском уезде деревне Протопоповке
был кресть-янином, а та деревня за протопопом Матвеем Исаевым того города, а в Рожественское пришел жить тому четыре года»
(Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Ивашка Алексеев сын Шелохов в расспросе сказал, что родился в селе Терюшево,
а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Васька Купреянов, а у него сын Кондрашка женат в расспросе сказал,
что на родине в Кинешемском уезде деревне Протопоповке бывал крестьянином, а в Рожественское пришел
жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Якушка Иванов, а у него дети Сенька семи годов, Сенька шести годов да
Ивашка трех лет. А в расспросе сказал родиной Володимирский уезд вотчины Спасского нового монастыря,
что на Москве, села Закопья деревни Ильино бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому
пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашка Осипов, а у него дети Ганка четырнадцати лет, Васка десяти лет, а в расспросе
сказал родиной Володимирский уезд вотчины Спасского нового монастыря, что на Москве, села Закопья деревни Ильино
бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашко Власов, а у него дети Стенька четырнадцати лет, Васька одного года, а в
расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцового села "Всеголье" деревни "Лодыри" бывал кресть-янином,
а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Васка Тиханов, а у него сын Митька десяти годов, а в расспросе сказался
рождения Ярославского уезда вотчины Спасского монастыря, что в Ярославле, села Федоровского деревни Боровицыно
бывал крестьянином, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ганка Иванов в расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцовой
Юмохонской волости деревни Казаково бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Вдова Наташка Федорова, а у нее сын Ивашка пятнадцати лет
в расспросе сказала рождения Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости бывала крестьянкой,
а в Рожественское пришла жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Афонька Еремеев, а у него сын Данилко десяти лет в расспросе сказался
Юрьевского уезда поволжской дворцовой Ячменной волости починка Вобряна бывал крестьянином,
а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Назарко Игнатьев в расспросе сказался рождения Суздальского уезда дворцовой
Юмохонской волости починка Федосова бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому
третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ивашко Андреев сказался рождения Вологодского уезда Спасского Каменного
монастыря бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год»
(Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Алешка Перфильев с братом Ивашкой в расспросе сказали рождения
Юрьевского уезда дворцовой Заборской волости бывали крестьяне, а в Рожественское пришел жить тому
пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Олферка Перфильев в расспросе сказался рождения Юрьевского уезда
поволжского Заборской волости бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашка Семенов, а у него сын Тишка двадцати лет в расспросе сказался
рождения Балахонинского уезда дворцовой Заузольской волости деревни Караваево бывал крестьянин, а в Рожественское
пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Тимошка Васильев с братом Степаном в расспросе сказались рождения
Суздальского уезда вотчины Троицкого Сергиева монастыря дворцовой Заузольской волости села
Олексино деревни Крестниково бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому три года»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Евтешка Васильев, а у него сын Демка двенадцати лет, а в расспросе
сказался рождения Вологодского уезда вотчины Ростовского митрополита села Леонтьева деревни Доманово
бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Фомка Филипов, а у него дети Сидорко двадцати пяти лет, Марчко двадцати годов,
Гришка девятнадцати годов, Офонька семнадцати годов, Алешка четырнадцати годов, а в расспросе сказались
родиной Галичского уезда вотчины Михайлы Иванова сына Бартенева (....) бывал крестьянин, а в Рожественское
пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Тишка Малахиев в расспросе сказался родиной Суздальского
уезда дворцовой Юмохонской волости деревни Аристово бывал крестьянин, а в Рожественское пришел
жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Гараска Семенов, а у него дети Данилко десяти годов, Олешка шести
лет, Тимошка полугода, в расспросе сказался родиной Юрьвского уезда дворцовой Заборской волости (....) бывал крестьянин,
а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Кирюшка Наумов в расспросе сказался родиной Костромского
уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел
жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Игнашка Афонасьев с братом Еремкой в расспросе
сказали родиной откуда чьи крестьяне того не помнят, а в Рожественское пришел жить тому
четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Тимошка Власов, а у него сын Сидорко трех
лет в расспросе сказался родиной деревни Тепелево бывал крестьянин, а в Рожественское
пришел жить только свосе» (Прим. автора: 1693 год от Рож-дества Христова).
«Анисимко Михеев, а у него сын Оська женат,
в расспросе сказали родиной Галичского уезда вотчины "Паисева монастыря (....) бывали крестьяне,
а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Якимка Михеев, а у него сын Ивашка двух лет в расспросе
сказал родиной Галичского уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывал крестьянин,
а в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«А у него в соседях Мокейко Обросимов, а у него дети Костька шести лет, Петрушка трех
лет, в расспросе сказали родиной Галичского уезда вотчины Аврамиева монастыря (....) бывали крестьяне,
а в Рожественское пришли жить тому шестой год» (Прим. автора: 1687 год от Рождества Христова).
«Ивашка Филипов, а у него дети Пашка женат, Степка
девятнадцати лет, Сенька двенадцати лет в расспросе сказали родиной Вязняковского уезда, а
в Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Гришка Макаров, а у него дети Ивашка восьми годов,
Пронка трех лет в расспросе сказал родиной Нижегородского уезда села Терюшева в слуги
бывал его вдовы Мавры Перфильевой, а в Рожест-венское пришел жить тому три года»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Анисимко Алексеев, а у него сын Наумко шести лет в расспросе
сказал родиной Нижегородского уезда вотчины Троице-Сергиева монастыря села Андроново проселка
Кляпова были крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Куземка Лазарев в расспросе сказал родиной Суздальского
уезда вотчины Покровского девичьего монастыря деревни Кулебаки был крестьянин, а в Рожественское
пришли жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Гришка Кирялов, а у него сын Гараська пяти лет да брат
Лукьянка в расспросе сказали родиной Володимирского уезда вотчины Спасского нового монастыря села
Закопья бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому четвертый год» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Емелька Самойлов, а у него сын Калинка пяти лет в расспросе сказали,
что родилися на Бакшееве, а про то в переписных книгах не написано.».
«Гришка Иванов с братом Ивашкой в расспросе сказали родиной
Суздальского уезда вотчины боярина Ивана Васильева Морозова деревни Старково бывали крестьяне,
а в Рожественское пришли жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Ивашка Андреев, а у него сын Степка двадцати лет в расспросе
сказал, что боярин подал отпускной список, а в Рожественское пришел жить тому третий год»
(Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Сысойко Назаров с племянником Якимкой Борисовым в расспросе
сказались родиной Володимирского уезда вотчины Спасского нового монастыря села Закопья бывали крестьяне,
а в Рожественское пришли жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Зинка да Игнашка Прокофьевы, а у Зинки сын Мишка восьми лет
в расспросе сказались родиной из Шуя посадские люди, а в Рожественское пришли жить тому третий
год» (Прим. автора: 1693 год от Рождества Христова).
«Якунка Федоров, а у него дитя Якунка женат, у него в особой
избе сын Степка в расспросе сказались родиной Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости
починка Тетеряна бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому другого года»
(Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Ивашка Андреев в расспросе сказал родиной
Кинешемского уезда вотчины Кузмы Макаева сына Алексеева бывал крестьянин, а в Рожественское
пришли жить тому два года» (Прим. автора: 1691 год от Рождества Христова).
«Сенька Сергеев, а у него сыны Карпунька шести лет, Тимошка
трех лет в расспросе сказал родиной Терюшевской волости села Борисово».
«Сенька Сергеев, а у него сын Карпунька
в расспросе сказал родиной Суздальского уезда дворцовой Юмохонской волости Шилекшевской
слободы бывал крестьянин, а в Рожественское пришли жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Артюшка Петров, а у него племянник Федотко Якимов женат.
У него же зять Миняшка Елистратьев, а в расспросе сказались тоже Юмохонской волости деревни
Филясово бывали крестьяне, а в Рожественское пришли жить тому седьмой год» (Прим. автора: 1686 год от Рождества Христова).
«Андрюшка Анисимов, а у него сын Карпунька пятнадцати
лет в расспросе сказал родиной Кинешемского уезда вотчины князя Михайла князя Иванова
сына Щетинина (....) бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пять лет» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Марьяна Григорьев в расспросе сказал родиной Володимирского уезда дворцовой всеГаляцской волости деревни
Ворониха бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому три года» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ивашка Сергеев, а у него сын Миняшка десяти лет, а в расспросе сказал родиной
Володимирского уезда дворцовой Юмохонской волости деревни Поддубной бывал крестьянин,
а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Якушка Сысоев в расспросе сказал, что родился в той же волости
в деревне Бакшеево, а в Рожественское пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Ивашко Петровичев, а у него сын Мишка пятнадцати лет в расспросе сказал родиной
Кинешем-ского уезда вотчины Пафнутьева Боровского монастыря деревни Полдяна, а в Рожественское
пришел жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Ганка Полуектов, а у него сын Коняшка двунадцати лет в расспросе
сказал родиной дворцовой Мурашкинской волости, а в Рожественское пришел жить тому пятый год»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Куска Лукьянов, а у него сын Микишка трех лет в расспросе сказал
родиной Костромского уезда дворцовой Колдомской волости деревни Обалова бывал крестьянин, а
в Рожественское пришел жить тому четвертый год » (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Сергунька Панкратов в расспросе сказал где родился
того не упомнит, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Васька Кузмин в расспросе сказал родиной дворцовой всеГоляцской волости
деревни Заяхино бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Федорка Иванов, а у него дети Куска семи лет, Ивашка четырех лет в расспросе сказался
дворцовой Колдомской волости деревни Акушева бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пять лет»
(Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Федька Наумов с братом Ивашком родиной сказались
Костромского уезда вотчины Ипатьевского монастыря (....) бывали крестьяне,
а в Рожественское пришли жить тому три года » (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Федька Яковлев в расспросе сказал родился де он в той же волости
в деревне Бакшеево, а в переписной книге не написан, а в Рожественское пришел жить тому другого года»
(Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Федька Титов в расспросе сказал родиной Володимирского уезда
дворцовой всеГоляцкой волости деревня Заборья бывал крестьянин, а в Рожественское пришел
жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ивашка Яковлев в расспросе сказал родиной Суздальского уезда
вотчины Федора Иванова сына а как прозвище того не знает села Подольца бывал крестьянин,
а в Рожественское пришел жить тому четыре года» (Прим. автора: 1689 год от Рождества Христова).
«Васька Евсевьев с братом Костькой в расспросе сказали
Суздальского уезда вотчины Богоявленского монастыря, что на Москве, села Дубанина бывал крестьянин,
а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Матюшка Марков в расспросе сказался дворцовой всеГоляцкой волости
деревни Голосово бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Мишка Марков, а у него сын Мишка же десяти годов
в расспросе сказал тоже "всеГоляцкой волости" той же деревни бывал крестьянин, а в
Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Гришка Маркович, а у него сын Данилко
десяти лет, а в расспросе сказал той же волости и той же деревни был крестьянин, а
в Рожественское пришел жить тому пятый год» (Прим. автора: 1688 год от Рождества Христова).
«Терешка Коняев, а у него сын Трошка одного году, а в расспросе
сказал родиной Луховского уезда вотчины Василя Семенова сына Волынского деревни
Петряхи бывал крестьянин, а в Рожественское пришел жить тому другой год» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Варломейко Иванов, а в расспросе сказал родиной
Муромского уезда вотчины Троице-Сергиева монастыря села Замотря деревни Крюково бывал крестьянин, а
в Рожественское пришел жить тому третий год» (Прим. автора: 1690 год от Рождества Христова).
«Ивашка Федоров с братом Антошкой в расспросе сказали родиной
Володимирского уезда дворцовой Спасской волости деревни Снегири были крестьяне, а в
Рожественское пришли жить тому другого года» (Прим. автора: 1692 год от Рождества Христова).
«Всего в селе новом Рожественском шестьдесят восемь
дворов да четыре избы, людей в них семьдесят два человека, в них детей пятьдесят девять человек,
братьев девять человек, зятей три человека, племянников два человека, подсоседников 2 человека.».
Подводя итог, можно с уверенностью назвать дату появления и даже имена первых поселенцев
на Макрашском Майдане.
Это были выходцы из Суздальского уезда Юмохонской волости, а случилось это в 1686 году от Рождества Христова.
А статус села подтверждает наличие в Рожественном уже в 1693 году церкви и лиц духовного звания. Конечно наша история на этом
не заканчивается, а только начинается...
Примечания
Паисиев монастырь, при городе Галиче или Паисиево-Галичский Успенский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Костромской)
Заозерский новый Аврамиев монастырь - ныне погост Костромской губурнии., Галичского уезда, основан в XIV в. пр. Аврамием Чухломским. Упразднен в 1764 году.