Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    И уже на другой день в доме Вавилы происходит рукобитье, на котором окончательно решается участь влюбленных…
    Но при других обстоятельствах дело не так скоро делается. Большей частью препятствия бывают со стороны отца невесты и самой невесты: отец-крестьянин смотрит на свою дочь, как на рабочую силу и всегда не охотно с ней расстается, - разве уж через чур она "баловаться" начнет или выгодный сват присватается. И сама невеста не всегда охотно идет замуж. У отца она живет на полной свободе; есть у нее и свой возлюбленный, за которого она рассчитывает выйти замуж, хотя рассчеты ее большей частью и не оправдываются, - особенно если она по неосторожности родит. В таком случае впрочем и вообще ей трудно выйти замуж. Тогда берет ее за себя или вдовец или бедняк-крестьянин, который рад жениться хоть на какой-нибудь девушке или вдове, лишь бы иметь хозяйку в доме. Но если она при всем "баловстве" не родит, что впрочем почти постоянно и бывает - при помощи некоторых женщин, специально занимающихся уничтожением плода, - то может всегда рассчитывать на хорошую партию. И муж ее никогда не укорит и не будет тиранить за то, что она прежде времени лишилась своего девства.

    В Ветлужском крае макарьевского уезда вообще на это дело смотрят весьма снисходительно. "Где уж нам, батюшка, разбирать честных девок", - сказал мне один крестьянский парень, пожелавший жениться на одной чуть-ли не публичной женщине; да и где найдешь честных? Разве из двухсот выберется одна не тронутая, да и то навряд; ведь они еще с 13 или 14 лет начинают с нами баловаться. Если бы ты поглядел, что мы делаем по ночам в "беседках",** или когда моемся в бане – не малому диву дался бы".

    ** Примечание автора:
    Беседки действительно очень развращают наше крестьянское юношество. Здесь, в доме какой-либо бобылки, проводят почти всю ночь за глазами родителей и, вместо того, чтобы прясть, предаются всевозможным оргиям с парнями, которые, обыкновенно, приносят с собой кроме гостинцев, водки и вина. Здесь они вместе с падшими девушками, подпоив невинных и молодых девушек, развращают этих последних, - и число проституток увеличивается. Бобылки тоже из-за отопления своей кельи и других мелких корыстных расчетов обыкновенно занимаются сводничеством для тех и других.
    Родители знают, что там делается, и все-таки продолжают смотреть на эти рассадники разврата и сифилиса сквозь пальцы.

    Оригинален здесь обычай и мытья в бане. Сами бани устраиваются обыкновенно позади селения, с маленькими окнами без стекол, а вместо стекол, после топки, окна затыкают паклей или тряпками. Моются при свете лучины, без мыла и кое-как; главным образом стараются хорошенько пропариться, чему подвергают и маленьких детей, даже новорожденных младенцев. В натопленную баню идут вместе, не только родные – мужчины и женщины из одного дома, но даже и чужие. Нередко собираются для мытья в бане парни и девушки совершенно чужие между собой. И тут сальность и цинизм не встречают никаких препятствий; разве только иногда какая-нибудь девушка ошпарит горячей водой или веником уж через-чур разшалившегося ловеласа; но это тоже даром ей не может пройти, ловелас задует лучину, и в темноте тогда произойдет полная суматоха.

    Самому понятию "девство" здесь большей частью придают одно обширное значение, т.е. пока девица не замужем, она считается "девственницею". Такое понятие о девстве мне раз довелось слышать в доме одного священника при следующих обстоятельствах. Девушка, дочь одного крестьянина, изъявила желание выйти замуж за одного крестьянского парня, с которым она была в связи и от которого даже находилась в интересном положении. Но отец той девушки никак не соглашался выдать свою дочь за ее любовника. Тогда они попросили священника повенчать их тайком. Узнав подробно обстоятельства этого дела и справившись, что невеста достигла уже гражданского совершеннолетия, священник дал им слово повенчать их.
    Между тем отец узнает об этом, приходит к нему просить не венчать их. Священник со своей стороны начал высказывать ему всю неразумность его упрямства и, между прочим, намекнул, что дочь его в скором времени будет матерью. Тогда, в порыве своего неудовольствия на священника, за то, что он не соглашается на его просьбу, этот крестьянин сказал: "Наплевать мне на то, что она беременна; для меня хоть пять ребят принеси, только девство соблюди..."
    Таким его аргументом священник все-таки не удовлетворился, и на другой день влюбленная чета была обвенчана.

    Но главным образом свадьбы здесь часто растриваются из-за "выговора". Отец невесты очень много иногда запрашивает с женихова отца этого "выговора" и дело расстраивается.
    Самое-же сватовство, обыкновенно происходит таким образом: отец жениха, посоветовавшись с женой и сыном, приглашает с собой в ту деревню, в которой живет невеста, ближайшего родственника, или, если родственники бедны, то богатого однодеревенца, – и едет с ним к отцу невесты (в своей деревне, по родственным и другим причинам, редко устраиваются свадьбы).
    Там они останавливаются в доме какого-либо родственника со стороны отца невесты или вообще своего знакомого и просят его, или жену его, сходить к отцу невесты и сделать предложение: не пожелают ли они выдать свою дочь замуж. Отец невесты обыкновенно тотчас не отказывает отцу жениха, если иногда и не желает выдавать свою дочь замуж, а идет к нему для переговоров.

    В этом случае он придерживается известной поговорки: "Сват не свить – добрый человек". Иногда, впрочем дело устраивается в первую же поездку, а к другому отцу приходится съездить раза два или три, прежде чем он окончательно решится на сватовство, причем обыкновенно отговариваются тем, что сначала надо посоветоваться с матерью, родными и самой невестой. Когда все они насоветуют выдать невесту замуж, объявляют отцу жениха, чтобы приезжал окончательно свататься и привозил вина. При этом, если невеста потребует жениха посмотреть, привезут и жениха. Он сходит в "беседку", посмотрит на невесту и невеста на него, спросит, согласна ли она за него выйти замуж; та скажет: "Сватайся к родителям, я против их воли не пойду", - и начинается формальное сватовство.
    Отец жениха со своей женой и родственниками отправляется к отцу невесты, входят в избу, молятся перед иконами; их сажают в передний угол. Затем будущие сватья, после довольно продолжительных разговоров, совершенно не идущих к делу, начинают вести речь и о деле.

    Эта речь обыкновенно ведется так: женихова родня говорит, что у них есть покупатель, у тех товар, и не согласятся ли они продать свой товар; говорят, что товар их молод, необходим в хозяйстве, не запасся еще одеждой и т.п., и в конце концов дело ладится.
    Порешив на счет товара, т.е. невесты, родители ее начинают высказывать свои условия, на которых они согласны выдать свою дочь замуж. Условия эти заключаются в "выговоре" столовых денег, которые женихов отец должен выдать перед свадьбой отцу невесты. Выговор этот простирается от 10 до 50 и более рублей, смотря по состоянию тех и других родителей. Кроме денег выговариваются еще известное количество пшеничной муки, говядины, солода для невестиной родни; если же невеста очень бедна и не имеет задубленного или суконного полушубка, то отец ее выговаривает и этот полушубок; равно речь идет и о дарах, т.е. всякому-ли свою родню дарить, или жениху и ту и другую.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz