Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда

М.М.Поспелов

Нижегородский статистический комитет, 1877


Публикуется
в сокращенном
варианте


СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Ветлужского края Макарьевского уезда

(продолжение)

    Самый поезд происходит в таком порядке. Впереди едет дружка, за дружкой - жених с крестным отцом, за женихом - невеста со свахой и братом-ямщиком, а за невестой весь поезд. При выезде из деревни, мужики загораживают дорогу близь околицы в воротах и пропускают весь поезд только тогда, когда им дадут водки.

    Дорогой невестин брат старается или в сторону куда-нибудь своротить или вывалить невесту в снег. Дружка каждый раз обязан к нему подъехать и угостить его вином, причем весь поезд останавливается. Дорогой невеста воет:

"Ты гори-ка, горько золото,
По моей, да по буйной голове…"
    А подъезжая к церкви, продолжает:
"Подъезжаю, молодехонька,
Что ко той божьей церкви,
Что во той, во божьей церкви,
Знать принять мне, молодехоньке,
Батюшку золотой венец..."

    Подъехав к церкви, жених высаживает невесту из саней и ведет ее в церковь. В церкви после обручения, каждый из них особенно заботится о том, чтобы первому встать на подножье - для того, чтобы "верх взять" и их поспешность иногда бывает довольно курьезна.
    После венчания свахи "окручивают" невесту или в самой церкви или в церковной караулке. Окручивание это состоит в том, что ее волосы (во время венчания распущенные) заплетают в две косы и надевают на голову "сороку" (повойник), в знак того, что она стала уже бабой. Затем жених сажает ее вместе с собой в сани и поезд едет домой в том же порядке.**

    Примечание автора:
    ** - При выходе из церкви жениха и невесты, свахи особенно зорко наблюдают за тем, чтобы между ними кто-либо из постонних лиц не прошел, - иначе-де новобрачные будут жить несчастливо и несогласно. Равным образом, когда не желают жениху и невесты согласия в жизни, тогда выстригают на лбу у кошки и собаки немного шерсти, запекают эту шерсть в лепешки и при случае дают им съесть: они-де после того будут жить, как кошка с собакой.

    Дорогою невеста снова воет или причитает:

"Ужо та, да бабья красота
По подлавочью валялась,
И мне младой доставалась.
Уж я еду, молодехонька…"

    Песню молодая воет во всю дорогу, если дом жениха недалеко от церкви, а если далеко, то проезжая только села и встречающиеся на пути деревни. Впрочем она поет эту песню только в таком случае, когда поезд из церкви прямо едет в дом жениха. Но такие случаи бывают весьма редко, а из церкви весь поезд обыкновенно едет в дом невесты. Отец и мать невесты встречают молодых у крыльца с иконой и хлебом-солью. В это время молодая воет:

"Вы встречайте-ка, приятели,
Меня, да молодехоньку;
Нездорово, молодехонька,
Уж я Богу-то молилась…"

    Затем все идут в избу, - сначала отец и мать, за ними жених с невестой, дружка, за дружкой весь поезд. Дружка сажает всех за стол и говорит:
    "Нет-ли у тебя, сват, другой избы, - молодых увести, да на стол собрать и покормить - они есть хотят. Да и моему храброму поезду на стол собери; наш тысяцкий пить-есть хочет, и большой боярин (дядя жениха), и меньшой боярин (тоже ближайший родственник жениха) есть хочет, и сваха, и свахин повозник и лагунник (едущий позади всех за поездом), да и я, дружка, с поддружьем пить-есть хотим.
    Стряпоньки-поварихоньки, поварачивайтесь, пошевеливайтесь, в правой-то стороне кочергой загребайте, а в левой-то помелом заметайте, - к нам на передний стол подавайте, да и задний не забывайте. У нашего Владимирушки (обращаясь к отцу невесты) нету солнышка, у нашего тысяцкого пересохло в горлышке, перепялилась капустинка, засела костычка".

    Молодых уводят обедать в другую избу или за перегородку; все поезжане садятся за стол и когда выхлебают одно кушанье, дружка говорит: "Повары-яворы, переменяйте явства сахарны".
    После всех кушаньев девушки подают свой изукрашенный лентами пирог. Дружка спрашивает стряпку: "Стряпонька-поварихонька, сама-ли ты нарушишь (разрежешь) эту явствицу или нам прикажешь?"
    "Не мое дело"
- отвечает стряпка, - "спросите о том девок".

    Дружка обращается к девушкам. Те дозволяют свою яствицу нарушить, но просят "краешки озолотить, а сере-дочку осеребрить".
    Тысяцкий платит им за пирог от 20 до 50 и более копеек. Затем дружка приступает к срезыванию верхней корки пирога, причем он должен остерегаться не уронить на стол ни одного бантика, - иначе за свою неловкость девушки на него кичку наденут и сильно сконфузят.

    Когда гости немного поедят начинки этого пирога, дружка опять накладывает на него вернюю корку и передает стряпке. Этот пирог доедают девушки, а лучинки с бантиками уносят с собой домой и хранят до чьей-либо новой свадьбы. После разукрашенного пирога стряпка подает простой пирог, не помазанный маслом и ничем не начиненный. Подача его на стол означает окончание обеда. Все встают и благодарят хозяев за хлеб, за соль в "заезжеем деле".

    После обеда молодых сажают за стол вместе с гостями, и начинается попойка (за обедом вина не пьют). Попойка продолжается до самой ночи, часов пять. В это время подруги невесты катаются по деревне на тех разбанченых лошадях, на которых жених и невеста ездили в церковь венчаться.



    Сборник публикаций Нижегородского статистического комитета:
  • Свадебные обычаи Ветлужского края Макарьевского уезда
    Оглавление |1|2|3|4|5|6|7|8|9| Продолжение

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Медицинская информационная группаDesigned and Powered by Medical Information Group © 2000-2013
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Яндекс цитирования Top of Sochi Рейтинг сайтов ТОП 100

Hosted by uCoz