На вечеринку обыкновенно собираются и девушки, которые постоянно поют песни, и в своих песнях не редко "срамят" жениха. Но если он при этом даст им денег (10-20 копеек), то начнут хвалить.*
Примечание автора:
На вечеринке жених должен сидеть, повеся голову. Если же он вздумает глядеть бойко и по сторонам, то это в некоторых селах Ветлужского края считается неприличным, причем девчонки с печи или с полатей иногда в насмешку показывают ему кошку, оборотив ее к нему задом.
Около полуночи все гости разъезжаются и расходятся с вечеринки. Уходят и девушки. Снова они приходят к невесте-подруге утром, в самый день свадьбы, в то время, когда топится печь.
Тут из пресного теста они делают пирог – короваец с начинкой. Втыкают в этот пирог пять лучинок и лучинки эти тоже покрываются тестом, а на среднюю или верхнюю лучинку сажают поросенка, сделанного тоже из теста; в рот этого поросенка всовывают соломинку; на поросенка прилепляют пастуха из того же теста и дают этому пастуху в руку мочало или нитку в виде кнута.
Когда пирог испечется, его вынимают из печи, втыкают в него прутики с сучками, обвешивают эти прутики разноцветной бумагой и увешивают лентами, так что из этих лент теста совершенно не видно, кроме поросенка и пастуха. Пирог этот подают за обедом после венчания.
Между тем как в доме невесты, в день брака, с самого раннего утра занимаются стряпней, в доме жениха приготавливаются ехать за невестой. Снаряжается поезд из родственников жениха. Поезд называется малым, когда он состоит из двух или трех пар, и большим – когда состоит из 7 и более пар.
В каждом поезде непременно участвует "дружка". "Дружка" этот выбирается из родственников или из посторонних лиц. Большей частью впрочем приглашают особого специалиста по этой части. Специальность же его состоит в том, чтобы он всегда находился, что к чему сказать и что когда сделать. Это древнееврейский архитриклин, распорядитель пира, душа общества; он же ведун или знахарь и в то же время противодейст-вующая сила против колдунов; а под час он разыгрывает и роль шута.
Без этого лица не делается ни одной свадьбы. Свои речи и прибаутки он, как наследство, передает сыну или другому какому-либо ближайшему родственнику, и всегда не охотно говорит об этом ремесле своем, доставляющем ему, кроме небольшого вознаграждения, почет на свадебном пиру и полное раздолье в пьянстве.
Дружки на свою профессию смотрят вообще как на какое-то священодействие и всегда исполняют свое дело с особенной важностью и серьезной физиономией, кроме особых случаев.
Не прочь бывают они иногда, особенно под пьяную руку, и похвастаться своими чарами или заговорами:
"Сам я не умею заговаривать", - говорил мне один из второстепенных дружек, - "а другие заговаривают на свадьбах; меня же раз чуть самого не заговорили. Был я дружкой в Усихе. Стою со стаканом в руке, а хвать у меня сапог и слезает с ноги; смотрю, испугался, и другой слезает. Я так испугался, что инда задрожал; но все-таки совсем не потерялся, а сказал: не шути, а тоя так сшучу, что и не выйдешь отсюда. Смотрю сапоги опять наделись, как следует.
"А в другой раз ехал с поездом в Елкино. Подъезжаем к елкинским воротам, вдруг лошади встали и шабаш. Били, били их, нейдут, да и только. Елкинский народ стоит у ворот да хохочет, а я хоть плачь. Бились, бились, на силу въехали. После я узнал, что наш поезд заговорил на пустой орех Степка-хромой.
А вот наш Ефим Крюков так мастер был на эти штуки. Раз он был на свадьбе в Копорулихе. Там пьяные над ним и стали смеяться. Он взял, да и ушел без шапки домой. А дело было зимой. Хорошо-же, говорит, не доедете до дому, коли вздумали надо мной смеяться. Те, отпировавши, поехали домой; доехали до богдановского поля и что-же? Бились, бились, так и воротились назад; целый день тут кривуляли, а домой не попали. Послали за ним; на силу уломали, уговорили. Приехал к ним; они попросили у него прощения; он простил их, и после доехали домой благополучно.
В другой раз он ехал с дровами в Гузнеев. В это время ехал свадебный поезд, да и вздумал уронить у него воз. Хорошо-же говорит, поднимите. Только поезжане выехали из деревни, как у них у всех лошади сами распряглись из оглоблей и понеслись в разные стороны. Как ни бились их догонять, так и не догнали. А жених с невестой сидят в поле, да зябнут. Тогда пошли к Крюкову, поклонились ему в ноги и подняли его воз; выходят в поле, смотрят – лошади все стоят у оглоблей и ждут их".
Подобные рассказы невольно и весьма сильно могут влиять на темную и невежественную массу народа, и потому, нет ничего удивительного, что этот темный народ всегда старается приглашать на свои свадьбы разных знахарей вроде "дружек", оказывать им всевозможный почет и посильно вознаграждать их, из опасения, чтобы что-либо "не попритчилось" жениху и невесте…
Когда все поезжане, родственники женихова отца соберутся в его доме для поезда за невестой, причем каждый из них привозит и передает ему каравай хлеба, - все садятся за стол. Им подают "варево", и они начинают есть.
За столом вместе с ними сидит и жених, но он ничего не ест, хотя перед ним лежит и хлеб, и ложки. За первым "варевом" следует второе "варево". Потом подают лапшу. Лишь только поезжане хлебнут лапши по три ложки, "дружка" кладет на блюдо с лапшей каравай хлеба, разрезывает его начасти и говорит: "кститесь и вставайте", отсюда поговорка "из-за лапши женятся".
Все встают. Дружка наливает стакан пива и продолжает:
"Господе, Йисусе Христе, Сыне божий, помилуй нас (крестится). Есть ли здесь Иван Михайлыч иФеодосья Лазаревна (отец и мать жениха)? Встаньте на резвы ноги, покажите ясны очи; в очи я вижу, погибели не чаю, обоих величаю. У меня, у дружки, ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, язык с приговором, голова с низким поклоном. Я, дружка, чашу наливаю, Спаса призываю; примите чашу для любья, кушайте для здравья, будьте после чаши многолетны; у великого Николы канун (мед) пейте, у матери пресвятой Богородицы хлеб кушайте. Умели вы своего сына вспоить, вскормить, на резвы ноги поставить; умейте, родители, под окошко встать, чистое благословенье дать – ехать жениться. Поедет ваш сын чистыми полями, быстрыми реками, темными лесами, черными грязями, уездными городами. Приедет ваш сын к сионским горам; на этих сионских горах стоит высок нов терем. В этом тереме сидит красна девица, шьет она, вышивает белые полотна; ждет, поджидает к себе доброго молодца. Въехать бы нам на сионские горы и подъехать ко широкому двору, попроситься у тех чужих людей на широкий двор; со широкого двора нам взойти бы на резвых ногах на калинов мост, со калинова моста в белу горницу и взять бы ему красну девицу за белы руки, за златы перстни; ехать бы в село Воскресенье, а в селе Воскресенье стоит храм господень. Придти бы ему в храм господень, Богу помолиться, к евангелию приложиться, на одно подножье встать, да злат венец принять".
После этой речи, обращенной к родителям жениха, дружка передает налитой стакан женихову отцу, который, в свою очередь, передает его кому-либо из поезжан. Затем дружка наливает другой стакан пива и обращает свою речь уже ко всем лицам, находящимся в избе: "Господи Йисусе Христе, Сыне божий, помилуй нас (крестится). Из кута по лавке, в кут по скамейке; есть ли здесь маленьки ребятки – свиные поросятки, зеленые сопли, красны девицы – криношны блудницы, стары старушонки – худые рубашонки, молодые молодцы – косые кички, банны затычки, под бруском лежащих, около столбушек стоящих, - примите чашу для любья, кушайте для здравья; будьте после чаши многолетны, у великого Николы канун (мед) пейте, у матери пресвятой Богородицы хлеб кушайте. Благословите все добрые люди нашему князю новображному (новобрачному), чего он пожелает, то бы ему получить в добром здоровье".
После этой речи дружка передает налитой стакан тому, кто стоит около столбушки, у печки, под палатями; тут обыкновенно стоит портянник или колдун, и потому надо его задобрить. Вслед за этими вступительными речами дружки, отец и мать жениха становятся у тябла (киота); отец держит в своих руках икону, а мать хлеб с солью. Жених, сын их, прикладывается к иконе и хлебу, кланяется отцу в ноги и просит у него благословенья.
Отец говорит: "Господь тебя благословит; будь на тебе мое благословение от ныне и до века". Затем икону он передает матери его, а хлеб берет себе. Благославляет мать, причем сын поступает также, как и при благословении его отцом. Во время этого благословения избную дверь держат и никого не впускают и не выпускают из избы, опасаясь, с одной стороны колдунов, с другой - скандала со стороны подруги жениха, если только она была у него.
Потом все выходят на двор. Жених встает у своей лошади, три раза крестится и надевает шапку. Садится. За ним садится и весь поезд. Выезжают со двора. Здесь дружка напоминает жениху, чтобы он ни с кем не кланялся, что он в точности и исполняет.
|