Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости

В рубрике "Архивные публикации"

Пожелтевшие страницы,
которых нет в учебниках

В.Ф.Кудрявцев

Приложение к публикации
"Историческое описание города Василя"


Публикуется
в сокращенном
варианте

    От редакции

    Изучая рабочие журналы заседаний нижегородского губернского статистического комитета, постоянно сталкиваешься с интереснейшими фактами, которые вряд ли нашли отражение в официальных изданиях и вполне могут быть неизвестными для широкого круга читателей и даже ученых.
    Определенный интерес читателей, интересующихся историей нижегородского края, могут привлечь опи-сания старинной крепости "Цепель" и "Чертова городища", расположенных вблизи города Василя, подго-товленные В.Ф.Кудрявцевым в 1877 году, а также очерки, посвященные городской хмелевской церкви и иконе Покровского собора.
    Рукописи, представленные в данной публикации, притерпели лишь незначительную стилистическую правку и сокращение при подготовке к публикации.



ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКАХ

    ЧОРТОВО ГОРОДИЩЕ
    Вблизи города Василя сохранился также остаток старого селитьбища. Ниже города в 8 верстах, на возвышенном кряже гор правого берега Волги, в густоте леса находится окруженная валом и рвом, по величине почти равными валу и рву Цепели, круглая площадь, называемая народом “Чортовым городищем”. Площадь эта имеет в длину не более 30 сажен, а в ширину –25; в середине ее также имеются признаки большого здания.
    Об этом памятнике старины идет предание двух родов: одно говорит, что на этом месте жил какой-то пан, и притом злодей, другое объявляет Городище резиденцией Стеньки Разина с его вольницей. Но последнее предание очень естественно в глазах народа, который все неясные предания и памятники приписывает обыкновенно тем немногим именам, которые сохранились или успели еще сохраниться в его памяти.

    Во времена смут вольнице Стеньки Разина не зачем было прятаться в лесах и проживать там, когда она свободно могла правать по Волге и въезжать в малонаселенные города. Весьма может быть, что и здесь, как в черемисской местности, жил какой-нибудь черемисский военный вождь или князь, прославивший себя по огрубелости своих чувств, злодействами. В былое время в лицах со властью, или в лицах господствующих, варварство было обыкновенным явлением…
    По всей вероятности, Чортово Городище и есть то место, названное трущобой, о котором г.Мельников в 1861 году писал в "Иллюстрации" следующее: "А дальше, за устьем Суры, подле Василя города, и до сих пор есть на горе трущоба, поросшая лесом с оврагами и, как говорит народная молва, с пещерами и тайными выходами. Здесь жил страшный атаман Галаня, от которого таково плохо приходилось, во время оно, понизовым караванам, что бывало, если который из них пройдет благополучно мимо галанина притона, долгом постав-ляет в Василе служить молебен Варлааму Хутынскому, покровителю города" (См. "Иллюстрации" N198, 1861). Но так как рвы и вал указывают на более глубокую старину, то можно думать, согласно предания о том злодее, что здесь жил один из мордовских панков, которые обыкновенно, с принятием православия, делались поме-щиками над поселившимися там русскими крестьянами (См. "Голос" N200, 1872).

    Оставшиеся и уцелевшие рвы, находящиеся в дремучем лесу, в последствие послужили более удобным местом для притонов разбойников. Вообще-же в васильской местности, находящейся при двух судоходных реках, поросшей во многих местах густым лесом, изрытой оврагами, перекинутой высокими горами, было больше удобств для разбойников, выбиравших места для своих убежищ, более приманки для защиты и представлявшие более возможности укрываться им от преследования. Так, например, после волжского очищения, основано на разбойничем притоне село Фокино, которое прозвалось так по имени атамана Фоки, что на Волге разбой держал (См. “Нижегородские губернские ведомости”, N51 1860). Да и в самих лесах дорогучинских (нынешняя васильская дача) не переставали до 60-х годов водиться разбойники.

    Описывая эти два сходные между собой памятника – Цепель и Городище, мы, не имея о них письменных сведений, должны высказываться только предположительно, принимая в основание одни предания, которые вообще могут несколько оживлять искусственную насыпь земли. Но оба памятника могли иметь начало в глубокой еще древности. Ближайшим-же к нам временем можно считать эпоху владычества болгар, которые как известно, во время своего цветущего состояния заводили фактории по берегам Волги до нынешней Балахны. На памятники открываемые в казанской губернии нам указывают как на остатки болгарских городов; Цепель-же и Городище, по некоторым своим признакам, весьма сходны с казанскими памятниками. Рвы и валы также встречаются и в уфимской губернии, например, у речки Камешнике уфимского уезда. Поэтому, если подобные земляные остатки (валы и рвы) нужно считать исключительной принадлежностью болгарских селений, то и начало построения Цепели и Городища нужно отнести ко времени существования болгарского царства.


    Сборник архивных публикаций
    Приложение к публикации В.Ф.Кудрявцева "Историческое описание города Василя" (1877)

Главная страница

| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие |



1775
2000
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001
Справки и информация: mig@iki.rssi.ru

NN counter top100 TopList Rambler's Top100

Hosted by uCoz