Благотворительная Фотогаллерея | Поэзия | Проза земляков | История | Лечебные травы | Новости |
| ||
В рубрике "Архивные публикации"
Пожелтевшие страницы, которых нет в учебниках В.Ф.Кудрявцев Приложение к публикации "Историческое описание города Василя" | Публикуется в сокращенном варианте | |
От редакции Изучая рабочие журналы заседаний нижегородского губернского статистического комитета, постоянно сталкиваешься с интереснейшими фактами, которые вряд ли нашли отражение в официальных изданиях и вполне могут быть неизвестными для широкого круга читателей и даже ученых. |
ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ, КОТОРЫХ НЕТ В УЧЕБНИКАХ
| |||||||
ХМЕЛЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный алтарь в честь преподобного Михаила Малеина, иждевением чебоксарского купца Михаила. Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться на средства доброхотных дателей, которые в прежнее время не скупились в пожертвованиях монастырям. Но самый монастырь прославился-ли строгой жизнью своих обитателей – не известно. В 1764 году монастырь был обращен в приходскую церковь. Как воспоминание о монастыре, в хмелевской церкви сохраняются старинные священнические фелони из кумача и травчатой бахты. Храм, по наружности, существует, исключая штукатурки, в прежнем виде. Во внутренности-же церкви пере-делан только кирпичный пол, который заменен был в 1840 году чугунными плитами (всего 200 плит); в приделе-же выстлан алебастром. Так как краска на иконах начала линять и, от долговременности стираться, то в 1845 году разрешено было возобновить краски, не изменяя ликов. Подобное распоряжение дало случай сохранить в целости древнюю иконопись здешнего храма. На верху царских врат изображено, по освященному стариной обыкновению, благовещение, внизу четыре евангелиста. Вол и лев у евангелистов Матвея и Марка изображены с крыльями, кроме того лев пронзен кинжалом. Святой Иоанн Предтеча изображен также с крыльями; в руках он держит чашу с своей главой. На иконе этой написано вязью: "Святой пророк Предтечи Иоанн". Проход в холодную или летнюю половину церкви так мал и низок, что при богослужении едва сюда доходят неясные звуки пения, хотя вся церковь с летней и зимней половиной составляет в длину не больше 4 сажень. Алтарь холодной церкви составляет как-бы особую приделку; расположение иконостаса прямое; он самого простого устройства, резных украшений в нем вовсе нет: вероятно, монахи, соорудившие эту церковь, не гнались за роскошью, или всего вернее, у них средств едва достаточно было для того только, чтобы соорудить маленький храм молитвы. Сохранилось следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая в троицком мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской церкви принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит название Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что этот последний течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название. Этот Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока в таком большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на речке Хмелевке. Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как говорит предание, произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы, скрылась в прежнем месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в том самом месте, где теперь находится Святой ключ. Сверх того, на новом месте течения ключа найден был образ казанской Богоматери, в честь которой, и как-бы в воспоминание этого события и посвящен был храм. Церковные сосуды ее – потир, дискос, звезда, лжица, два блюдечка, ковш для теплоты, ковчег, дароносица – все серебрянные и вызолоченные. Хмелевской церкви дано 33 десятины земли, которую причт ее отдает в наем, получая за это 200 пудов ржи и 60 пудов ячменя (*). Кладбище находилось прежде при церкви, а потом с 1832 года ему отведено место в 63 саженях от прежнего кладбища; в ограде церкви похоронены некоторые из васильских чиновников. К хмелевской церкви причислены еще две деревни: Петухино и Шешмара; жители последней – новокрещенные черемисы. Эти и соседние черемисы относятся к хмелевской церкви с особенным расположением (**). Примечания автора: | |||||||
| |||||||
| Храм Рождества Христова: День за днем | Православные Братства | Светлая память | Православие | | |
1775 2000 | |
Designed and Powered by Medical Information Group © 2000-2001 Справки и информация: mig@iki.rssi.ru |