Резной декор играет важную роль в архитектуре крестьянского жилища приволжских
районов Горьковской области. Выполненный техникой "глухой" барельефной резьбы и приближающийся, по-существу,
к деревянной скульптуре, этот орнамент помогает народным мастерам придавать жилью особую уютность и теплоту.
Орнамент отличается разнообразием мотивов и совершенством исполнения. В нем наряду с
мотивами, навеянными местной флорой, можно видеть и подобие фантастических зверей, выполненных в каменной резьбе
на стенах храмов XII-XIII века во Владимире и Юрьеве-Польском, и переработку классических архитектурных
декоративно-скульптурных форм, пришедших в деревни Поволжья из городской каменной архитектуры XVIII-начала XIX века,
и из резьбы, украшавшей деревянные суда, в постройке которых принимали участие приволжские плотники.
Акант, ионики, модульоны и розетки украшали такие детали, как карнизы, ко времени появления их в крестьянских
избах уже вполне развившиеся в городской архитектуре XVIII-начала XIX века. Изображения зверей и растительный орнамент
располагаются во фризах, на воротах и оконных наличниках.
Многочисленные мотивы геометрического и растительного орнамента сочетаются
с изображениями всевозможных "фараонок", львов,
сиринов, райских птиц, отличающимися фантастичностью и
декора-тивностью.
Широкое распространение получили надписи и даты, которыми народные мастера
любили украшать свои постройки, иногда включая в них и свое имя. Благодаря этому обычаю стало возможным установить
основные этапы развития архитектуры народного жилища Поволжья, а также выявить имена отдельных мастеров среди того
бесчисленного множества безвестных зодчих, которые создавали замечательные памятники деревянного зодчества на берегах
великой русской реки.
Среди этих имен наибольшей известностью пользовались в свое время Е.С.Зиринов, С.Д.Удалов, М.Малышев,
Г.Кокуркин, Молев, Скобликов, Гунин и другие. Творчество этих мастеров заслуживает особого изучения.
Вместе с постепенным усложнением и все большим обогащением резьбой
архитектурных форм происходил одновременный рост мастерства резчиков. Самые сложные декоративные мотивы выпол-нялись
ими с бесподобной легкостью. Народные мастера создали огромное количество самобытных мотивов орнамента,
но даже в тех случаях, когда они использовали известные мотивы классического декора, они вносили в них ту свободу трактовки
и исполнения, которая заставляет эти мотивы жить новой жизнью, волнует новым, неожиданным содержанием.
Несмотря на постоянное проявление индивидуальности в творчестве народных
мастеров и разнообразие архитектурных форм и декора, необходимо отметить то стилевое единство, которое
характерно для всех памятников народного зодчества приволжских районов Горьковской области первых трех четвертей
XIX века. Это единство обусловлено повторяемостью схем объемно-пространственных композиций и единством приемов и
мотивов декоративной обработки.
В своих композициях народные мастера добивались органического единства резного декора
и архитектуры. Органичность включения декора в архитектуру народного жилища объясняется не только единством материала
и техники исполнения резьбы и архитектурных форм, но также, и главным образом, тем, что народные мастера
полностью подчиняли композиции сооружения его орнаментальное убранство.
Мастера уделяли основное внимание украшению тех частей зда-ния, которые
являются одновременно и его основными компози-ционными элементами. Фронтоны, фризы, наличники окон и две-рей,
ворота - все это покрывалось глухой резьбой, обогощавшей простые архитектурные формы жилища и выявлявшей
его тектонику. При этом работающие части здания - вереи ворот и карнизы - покрывались резьбой, имеющей сравнительно
неглубокий рельеф; более рельефна и глубока резьба на фризах и в тимпанах фрон-тонов; в оконных наличниках
иногда применялась и сквозная резьба.
Так в руках народного мастера декоративная резьба становится средством выявления композиционной
сущности сооружения.
Более того, декоративная резьба способствует усилению впечат-ления
живописности и уюта, производимого крестьянскими жилыми домами Поволжья; это впечатление во многом зависит от резных
украшений и от контраста между ними и монументальностью рубленых стен.
На фотоснимке справа:
резьба капителя столба в доме Сизовых в деревне Черная Маза Лысковского района.
Хозяйственные постройки приволжских районов Горьковской области представляют не только этно-графический, но и
художественный интерес. Талантливые зодчие, строившие замечательные жилые дома, с большой ответственностью
и большим художественным тактом подходили и к возведению служебных построек.
Строгость и традиционная повторяемость форм служебных построек при весьма незначительном при-менении резных
украшений не мешали создавать сооружения, отличающиеся высокой художественной выразительностью.
Среди хозяйственных сооружений народного зодчества Поволжья встречаются
разнообразные типы амбаров, бань, мельниц, колод-цев и кузниц.
Некоторые из этих сооружений могут быть с полным основанием
отнесены к законченным художественным произведениям и войти в историю русской архитектуры как
выдающиеся памятники народного зодчества.