Народное деревянное зодчество занимает видное место в истории русской архитектуры.
Гражданское деревянное строительство в свое время играло решающую роль в архи-тектуре нашего народа, будучи наиболее
распространен-ным и массовым. В нем с особенной яркостью проявилась мудрость народных зодчих, умело сочетавших в своих
про-изведениях практическую целесообразность и художест-венное совершенство.
Строя крестьянское жилище и связанные с ним различ-ные служебные постройки, народные мастера прежде
все-го думали о назначении сооружений. Используя многове-ковой опыт своих предшественников, они строили рацио-нальные по
объемам и планировке сооружения, соответст-вовавшие потребности русского крестьянина дореволюционной деревни.
На фотоснимках справа:
Амбар в поселке Красный Яришко Лысковского района
(Фасад и план)
Для крестьянской архитектуры характерны целесообраз-ность конструкций и простота строительных
приемов. В народном зодчестве были выработаны такие методы и приемы строительства, которые были доступны самым
широким слоям сельского населения.
В русском народном деревянном зодчестве из поколения в поколение повторяются
с некоторыми вариациями типы жилых и хозяйственных построек, отдельные архитектурные и декоративные детали. Традиционная
повторяемость форм, своеобразная стандартизация приемов и элементов в народном зодчестве не только несут технические
выгоды и удобства, но в то же время имеют и эстетическое значение, поскольку они определяют известное художественное
единство в застройке деревень, особенно характерное для более раннего периода, когда архитектура деревни не была еще
испорчена влиянием капиталистического города конца XIX- начала XX века.
На фотоснимке слева:
Амбар в поселке Красный Яришко (детали резьбы)
Памятники народного зодчества приволжских районов Горьковской области
представляют большую художест-венную ценность. В них нашли яркое отражение жизненный опыт, строительная мудрость и
художественная одарен-ность русских мастеров, строивших просто, целесообразно и красиво. Они дают богатейший
материал, который при творческой переработке может быть с успехом исполь-зован в практической деятельности
советских архитекторов.
В народном зодчестве Верхнего Поволжья блестяще достигнуто органическое единство конструктивных
и деко-ративных форм. Используя взаимодействие архитектуры и резного орнамента, народные мастера создавали соору-жения, обладающие
большой художественной выразитель-ностью.
Для советских зодчих представляют интерес не только замечательные мотивы
орнамента сами по себе, но и в такой же степени композиционные приемы, которыми пользовались народные мастера,
создавая свои произве-дения, всегда отличающиеся цельностью художественного образа и единством стилевой
характеристики.
Последние качества характерны не только для каждого отдельного сооружения, но и для всех
сооружений приволжских районов Горьковской области 20-80 годов XIX века, созданных народными мастерами.
Изучение памятников деревянного зодчества Поволжья и их резного убранства,
принципов, которыми руководствовались народные мастера в своих композициях, средств, при помощи которых они
достигали художественного единства и вместе с тем разнообразия, может принести несомненную пользу
советской архитектурной практике, и потому оно должно составить одну из очередных задач нашей
архитектурной науки. В то же время углубленное исследование памятников деревянного зодчества Поволжья
позволит по-настоящему оценить его высокие достижения и обеспечит ему достойное место в истории русской
архитектуры.
Перечень иллюстраций к изданию
Приложения к изданию